Финансовый омбудсмен

Финансовый омбудсмен (от шведского ombudsman — представитель чьих-либо интересов) – независимое лицо, защищающее интересы граждан, у которых возникли проблемы с финучреждениями. Процедура рассмотрения спора омбудсменом бесплатная, к тому же разрешение конфликта происходит во внесудебном порядке, что позволяет быстро улаживать разногласия между клиентом и финансовой организацией. Прибегать к такому способу разбирательства стоит в том случае, если стоимость спора невелика.

Впервые пост омбудсмена был введен в Германии в 1992 году Союзом немецких банков (VdB). На сегодняшний день ее примеру последовали многие страны мира — Великобритания, Франция, Дания, Швеция, Италия, Норвегия, Португалия, Польша, ЮАР и т.д.

В России такой институт появился в 2010 году. Инициатором его создания выступила Ассоциация российских банков (АРБ). 20 сентября 2010 года советом АРБ были утверждены «Положение об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)» и «Регламент Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена)».

Финансовый омбудсмен является самостоятельным постоянно действующим общественным органом разбирательства споров, заявителем в которых является физическое лицо — клиент финансовой организации, возникающих в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанных с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора.

Финансовый омбудсмен имеет право решать споры, возникающие между финансовыми организациями и их клиентами. Инициировать обращение к омбудсмену может только физлицо. Общественный примиритель не может разбирать спор, который находится в суде, также на период рассмотрения спора заявитель обязуется не передавать дело в суд. До подачи заявления омбудсмену клиент обязан направить жалобу в адрес банка, который должен ответить по существу в течение 30 дней.

Омбудсмен рассматривает только письменные жалобы. Форма заявления, рекомендации по составлению жалобы размещены на официальном сайте АРБ. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих позицию заявителя (кредитного договора, страховки, квитанций по платежам, переписки с банком по возникшему спору и т. п.), в двух экземплярах.

Рассмотрение споров возможно только в отношении финансовых организаций, официально присоединившихся к институту. Эти организации обязаны исполнять вынесенные им решения и не имеют права обжаловать их в государственных судах. Кредитным организациям, не являющимся участниками системы, омбудсмен направляет только запросы и предложения о добровольном урегулировании спора без применения формальных процедур. Заявитель, в случае если он не согласен с решением финансового омбудсмена, имеет право обратиться с аналогичным требованием в суд.

По результатам рассмотрения спора омбудсмен утверждает подписанное сторонами примирительное соглашение, выносит постановление, разрешающее спор по существу, либо постановление о прекращении разбирательства. Соглашение может быть передано по согласию сторон на утверждение суду или третейскому суду в качестве мирового соглашения.

Обращение к финансовому омбудсмену поможет решить споры между вами и банком:

  • при реструктуризации долга по кредитному договору;
  • при незаконном начислении процентов по кредиту;
  • если вы хотите пожаловаться на действия коллекторов;
  • если банк взимает комиссии по ведению ссудного счета;
  • если банк требует вернуть кредит досрочно;
  • если с вашей банковской карты похищены средства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + шестнадцать =