Финансовый мониторинг

Финансовый мониторинг (Financial Monitoring) — совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, включающих проведение государственного финансового мониторинга и первичного финансового мониторинга.

Государственный финансовый мониторинг — совокупность мероприятий по сбору, обработке и анализу уполномоченным органом информации о финансовых операциях, которая подается субъектами первичного и государственного финансового мониторинга и другими государственными органами, соответствующими органами иностранных государств, а также мероприятий по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины.

Первичный финансовый мониторинг — совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного мониторинга, включают проведение обязательного и внутреннего мониторинга и направлены на выполнение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

Субъектами государственного финансового мониторинга являются:

  • Национальный банк Украины;
  • Министерство финансов Украины;
  • Министерство юстиции Украины;
  • Министерство инфраструктуры Украины;
  • Министерство экономического развития и торговли Украины;
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
  • Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование рынков финансовых услуг Украины;
  • Государственная служба финансового мониторинга Украины.

Субъектами первичного финансового мониторинга являются:

  1. банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  2. платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;
  3. товарные, фондовые и другие биржи;
  4. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  5. компании по управлению активами;
  6. операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;
  7. филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  8. специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:
    • субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества;
    • субъекты хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает 150000 гривен;
    • субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры;
    • нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица-предприниматели, которые предоставляют юридические и бухгалтерские услуги;
    • физические лица-предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции за наличные, при условии, что сумма такой финансовой операции равна или превышает 150000 гривен;
  9. другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равна или превышает 150000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, — 13000 гривен) или равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 150000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, — 13000 гривен).

Международное сотрудничество в сфере борьбы с отмыванием денег осуществляется субъектами государственного финансового мониторинга по принципу взаимности международных договоров Украины, других нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций и стандартов Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), Специального экспертного комитета Совета Европы по вопросам оценки мероприятий противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма (MONEYVAL), Европейского Союза, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Эгмонтской группы подразделений финансовых разведок, ООН.

Наиболее важное практическое значение имеют стандарты Базельского комитета по банковскому надзору «Надлежащее отношение банков к клиентам», а также рекомендации и стандарты Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

(См. Внутренний финансовый мониторинг, Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем)

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + двадцать =