Финансовое программирование

Финансовое программирование (financial programming) – применение программно-целевого метода при составлении государственного бюджета, смет расходов и доходов других звеньев финансовой системы.

Финансовое программирование включает:

  • прогнозирование общих государственных расходов и их основных групп;
  • установление приоритетов и пропорций финансирования при разработке бюджетной политики;
  • формирование программ расходов по намеченным мероприятиям.

Главные цели финансового программирования:

  • улучшение управления государственными расходами;
  • повышение эффективности расходования государственных средств;
  • прекращение на ранней стадии подготовки малоэффективных программ и проектов путем использования системы вариантов;
  • постановка четких задач и определение возможностей финансового обеспечения всех программ и видов деятельности правительства.

При финансовом программировании составляется перспективный (как правило, 5-летний, возможен 7-летний) финансовый план государственных расходов по принципу скользящей шкалы: каждый год план пересматривается, цифры уточняются и передвигаются на следующий год. Показатели первого года утверждаются парламентом в форме бюджета — они обязательные, а показатели последующих четырех лет — ориентировочные. Каждый год проверяются и изменяются все статьи расходов на год вперед.

Существует несколько разновидностей финансового программирования. Например, в США применяются: система «Планирование, программирование, разработка бюджета (ППБ)», управление по целям, бюджет на нулевой основе (они используются как по отдельности, так и в совокупности); в Великобритании — система программного анализа и обзора; в Германии — конъюнктурно-нейтральный бюджет; во Франции — рационализация выбора бюджетных решений; в Швеции — многоцелевое бюджетное планирование.

Впервые система программно-целевого подхода к организации бюджетного процесса (Planning -Programming — Budgeting, PPB) (ППБ) была внедрена в начале 60-х гг. в министерстве обороны США и прочно утвердилась как механизм финансового обеспечения строительства американских вооруженных сил. Основные принципы ППБ приняты и с некоторыми модификациями используются и в других странах, в том числе Великобритании, Германии, Франции. В качестве иллюстрации применения ППБ далее рассмотрен порядок разработки проекта военного бюджета США.

На этапе перспективного военно-стратегического планирования министерство обороны в соответствии с военно-политическими интересами государства, военной доктриной и директивами высшего руководства страны определяет потребности в вооруженных силах для различных ситуаций в будущем, составляет конкретные планы военного строительства на средне- и долгосрочную перспективы, выявляет возможные средства и потребности в ресурсах, необходимых для решения задач, поставленные перед военной организацией.

Методическую основу программирования составляют разработка и принятие иерархически организованных целевых программ, объединяющих функциональные виды военной и военно-экономической деятельности государства независимо от их ведомств, принадлежности. На этом этапе происходит детальное рассмотрение каждой программы с точки зрения ее стоимости и военной эффективности. Главные программы (в США — 10) делятся на подпрограммы первого порядка, а последние — на элементы программ (в США их свыше 1000).

Программирование обеспечивает тесную взаимосвязь между двумя другими этапами ППБ — военно-стратегическое планированием и разработкой бюджета. Это достигается тем, что в программах указаны, с одной стороны, конкретные мероприятия по строительству вооруженных сил; с другой — финансовые ресурсы, необходимые для их выполнения.

Принятые высшим руководством решения по программам в совокупности составляют «Пятилетнюю программу министерства обороны», в которой определяются размеры и структуры вооруженных сил и требуемые для них боевые системы, военная техника и прочее материально-техническое обеспечение. В 5-летних программах показатели даются по годам, как в физическом, так и в стоимостном выражении. В этом документе направления и уровень развития вооруженных сил определяются на 8-летний период, а объем денежных, материальных и людских ресурсов, используемых в военных целях, — на 5-летний период. Поскольку ежегодно эта программа уточняется и продлевается на один год, то в США по ППБ систематически осуществляются «скользящее» среднесрочное программирование и 5-летнее финансовое планирование.

Завершающий этап ППБ — разработка проекта военного бюджета на очередной финансовый год на базе данных первого года «Пятилетней программы министерства обороны». Такой способ разработки проекта бюджета тесно увязывает его с военно-стратегическим планированием и программированием. Составленный проект бюджета представляет собой финансовое выражение реализации заданий первого года перспективной военной программы. Возможность практического выполнения военных планов и программ в конечном счете зависит от того, как они будут отражены в бюджете, то есть реально подкреплены финансовыми ресурсами. При подготовке проекта бюджета неизбежно возникает необходимость в дополнительные уточнении и изменении военных планов и программ. Поэтому и на этапе формирования бюджета процесс программирования продолжается, его результаты затем переносятся в ранее утвержденную общую перспективную военную программу.

Программно-целевой подход к организации военно-бюджетного процесса способствовал совершенствованию системы военного финансирования. ППБ позволил более точно и обоснованно оценить текущие и перспективные военные потребности, увязать и согласовать бюджет с военными программами, программы — с военным планированием и потребностями в вооруженных силах, размер и структуру вооруженных сил — с военной доктриной, а военную доктрину — с основными политическими целями и планами государства. Использование ППБ дает возможность с самого начала непосредственно увязать планирование строительства вооруженных сил с бюджетными решениями и принимать такие военные программы, выполнение которых гарантировалось бы как материальными, так и финансовыми ресурсами. Система ППБ позволяет в пределах отдельных программ разрабатывать и сопоставлять варианты достижения поставленных целей и выбирать тот, при котором достигается наибольший результат при данных затратах или данный результат — при наименьшей величине затрат, то есть более эффективно использовать национальные ресурсы.

Как правило, государство субсидирует в соответствии с программами обеспечение обороноспособности страны, промышленность, энергетику, торговлю, поддержание занятости населения, транспорт, жилищное строительство, сельское, лесное хозяйство и рыболовство, образование и науку, здравоохранение и социальное обеспечение и др. Финансовое программирование предполагает также прогнозирование государственных капитальных вложений. Специальная программа разрабатывается для капитальных расходов националистических отраслей хозяйства и источников их финансирования. Кроме того, в пятилетнем плане выделяются затраты на выплату процентов по государственному долгу и другие функциональные расходы.

Эффективность финансового программирования в определенной степени зависит от выбора его базы. В практике финансовое программирование, как правило, применяется прогнозирование «от достигнутого», когда сумма средств по отдельным статьям на последний финансовый год находится путем уменьшения (увеличения) соответствующей суммы текущего года. При прогнозировании «от нуля» все бюджетные предположения прорабатываются каждый раз заново, с учетом специфики текущего момента и перспективы. Данный способ обеспечивает более полный обзор вариантов и оценку последствий финансирования. Несмотря на его преимущества, он используется для довольно ограниченного круга важнейших программ, так как требует применения сложных, трудоемких расчетов.

Долгосрочное и текущее финансовое программирование представляет собой более высокую степень участия государства в управлении экономическими процессами. Его основными макроэкономическими целями являются: преодоление дефицита государственного бюджета, увеличение занятости населения и борьба с инфляцией.