Факторинг

Факторинг (Factoring) — процесс переуступки факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур) в сочетании с элементами финансового, бухгалтерского, информационного, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.

Факторинговые операции начали активно использоваться вместо вексельной формы коммерческого кредита для обслуживания процесса реализации товаров, начиная с 1960-х годов. Впервые факторинговые операции начал осуществлять созданный в Великобритании еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). Современные виды факторинга в 1947 г. предоставлял американский банк «The first national bank of Boston». Однако официально факторинговые услуги в США были признаны только в 1963 г.

В Великой Британии первая факторинговая компания была открыта в 1960 г., в Германии — в 1963 г., во Франции — в 1965 г.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. были созданы три международные факторинговые группы: Heller International Group, International Factors Group S.C., Factors Chain International. Только одна из них — International Factors Group S.C. объединяет 58 факторинговых компаний в 35 странах мира, а ее доля на мировом рынке факторинговых услуг составляет примерно 28%.

На текущий момент объем мирового рынка факторинговых услуг превышает триллион евро, почти 70% которого приходится на европейские страны. Сейчас наибольшие объемы операций факторинга выполняют компании Великобритании, Италии, США, Франции и Германии.

Согласно украинскому законодательству осуществление операции переуступки требований и перевод долга предусмотрены Гражданским кодексом Украины, Законами Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», «О банках и банковской деятельности».

В Законе Украины «О банках и банковской деятельности» факторинг определен как одна из банковских операций, предусматривающая приобретение права требования на выполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или оказанные услуги и принятие на себя риска выполнения таких требований и прием платежей.

В Гражданском Кодексе Украины отмечается, что факторинг — это финансирование под уступку денежного требования: одна сторона (фактор) передает или обязуется передать денежные средства в распоряжение другой стороны (клиента) за вознаграждение, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту право денежного требования к третьему лицу (должнику).

Целью такой переуступки клиента фактору своего требования к должнику является обеспечение исполнения обязательства клиента перед фактором. Кроме того, обязательство фактора по договору факторинга может также предусматривать предоставление клиенту услуг, связанных с денежным требованием, право которого он отступает.

С экономической точки зрения факторинг можно рассматривать как операцию, имеющую кредитный характер, поскольку условие немедленной уплаты расчетных документов поставщика означает, что фактор кредитует своего клиента до момента получения платежа от должника.

Факторинг характеризует финансовые отношения, возникающие между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита. Целесообразность использования факторинга обусловлена потребностью в:

  • уменьшении дебиторской задолженности;
  • ускорении оборота средств в расчетах;
  • снижении уровня неплатежей;
  • финансировании развития производства.

Факторинг стал реальной альтернативой банковскому кредитованию, инструментом финансирования сбыта продукции и поддержки инвестиционной деятельности предприятий. С одной стороны, основой для использования факторинга является коммерческий кредит, то есть продажа товаров с отсрочкой платежа, а с другой — условие немедленной уплаты расчетных документов поставщика. Это означает, что факторинговая компания кредитует своего клиента до момента получения платежа от должника.

Сравнительная характеристика кредита и факторинга

КРЕДИТ ФАКТОРИНГ
выдается:
  • под залог
  • без дополнительного обеспечения
  • на определенный срок
  • на срок фактической отсрочки товара
  • на заранее оговоренную сумму
  • с возможным увеличением по мере роста объема продаж клиента
  • без предоставления дополнительных услуг
  • с предоставлением комплекса услуг
  • с оформлением большого количества документов
  • при предоставлении накладной и счета-фактуры
погашается:
  • из средств заемщика
  • из средств дебиторов клиента
  • в оговоренный день
  • в день фактической оплаты дебитором товара

К факторингу относится совокупность таких операций с финансовыми активами:

  1. финансирование клиентов-субъектов хозяйствования, которые заключили договор, из которого вытекает право денежного требования;
  2. приобретение уступленного денежного требования, в том числе права требования, которое возникнет в будущем, к должникам-субъектам хозяйствования по договору, на котором основывается такое отступление;
  3. получение платы за пользование денежными средствами, предоставленными в распоряжение клиента, в том числе путем дисконтирования суммы долга, распределения процентов, вознаграждения, если другой способ оплаты не предусмотрен договором, на котором базируется уступка.

Основными функциями факторинга являются:

  1. финансирование поставок товаров (услуг);
  2. управление дебиторской задолженностью;
  3. покрытие финансовых рисков;
  4. оценка платежеспособности покупателя.

Субъектами факторинговой операции являются:

  1. фактор — банк, факторинговое финансовое учреждение или физическое лицо-субъект предпринимательской деятельности, которое в соответствии с законом имеет право осуществлять факторинговые операции;
  2. клиент (поставщик) — физическое или юридическое лицо-субъект предпринимательской деятельности, которое получает факторинговые услуги;
  3. заемщик (покупатель, должник) — предприятие, которое покупает товар или услугу на условиях коммерческого кредита.

Классификация факторинга может быть осуществлена по следующим признакам:

  1. по месту проведения (резидентности);
  2. по участию должника в сделке: открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
  3. по периодичности обслуживания: регулярный и одноразовый;
  4. по способу расчетов с поставщиками (в зависимости от возвратности требования): с правом регресса и без права регресса;
  5. по способу кредитования поставщика: в форме предварительной оплаты и с оплатой требований на определенную дату;
  6. по способу учета счетов-фактур факторинговых операций: с открытым учетом счетов-фактур и агентского типа;
  7. по виду обслуживания операций: простой и вексельный;
  8. по степени финансирования: без финансирования и с финансированием;
  9. по объекту требования: с платежными требованиями за товары; с платежными требованиями кредиторов к заемщикам;
  10. в зависимости от требований поставщика к факторинговой компании: открытый факторинг без права регресса и полное обслуживание с правом регресса.

В классическом варианте факторинг — это полное финансовое обслуживание поставщика и кредитование под счета-фактуры без права регресса. Как правило, банк или факторинговая компания, которая предоставляет такие услуги, платит 80-90% стоимости переуступленных долговых требований (счетов-фактур), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, и получает право на получение платежа по ним. Остаток (10-20%) за минусом платы за услугу и процентов за пользование кредитными средствами выплачивается поставщику после взыскания задолженности с покупателя.

Согласно договору о факторинге должник осуществляет платеж фактору на основании полученного от клиента или фактора письменного уведомления об уступке денежного требования фактору, в котором указываются сумма денежного требования, подлежащая исполнению, и фактор, которому должен быть осуществлен платеж. Выполнение должником денежного требования фактору освобождает его от обязательств перед клиентом. Последующая уступка (переуступка) фактором права денежного требования третьему лицу не допускается.

Главным экономическим преимуществом применения факторинга является быстрое преобразование дебиторской задолженности в денежные средства. Важной характеристикой факторинговой услуги (факторинга) является ее комплексный характер, поскольку, кроме кредитования поставок продукции, факторинг предполагает наличие финансового, бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика фактором. Такое обслуживание может осуществляться на основе соглашений о полном обслуживании с открытым факторингом без права регресса или о полном обслуживании с правом регресса.

Начисление вознаграждения по факторингу осуществляется двумя методами:

  1. установление дифференцированного размера комиссии в процентах от номинальной стоимости права требования;
  2. путем дисконтирования. Ставка дисконта дифференцирована по срокам авансирования и зависит от объема финансирования и уровня риска, который принимает на себя банк (фактор).

При начислении суммы вознаграждения по факторингу банки и факторинговые учреждения используют комбинированный механизм уплаты вознаграждения, схожий с уплатой обычных процентов за кредит, которые удерживаются за фактическую сумму задолженности и за фактический срок существования этой задолженности, а услуги администрирования дебиторской задолженности уплачиваются отдельными платежами в виде комиссии (комиссионного вознаграждения). Размер комиссии устанавливается в виде фиксированной ставки от стоимости накладной.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге (1988 г.) особенностью международного факторинга является преобладание в нем экспортного факторинга, который предусматривает продажу экспортером своему банку-фактору краткосрочных дебиторских задолженностей (до 90 дней) по экспорту. Классический международный факторинг предусматривает участие четырех сторон: экспортера, экспорт-фактора, импортера и импорт-фактора. Глава о факторинге содержится в Модельном Гражданском кодексе государств-участников СНГ.

В Украине программа внедрения факторинга стартовала в 1993-1994 гг. В 2006 г. Украина присоединилась к Конвенции о международном факторинге.

На сегодня в Украине факторинговое обслуживание развивается динамично, главными поставщиками факторинга являются банки. Основными потребителями факторинга в Украине являются предприятия пищевой, кондитерской, фармацевтической, химической промышленности, производители строительных материалов, отдельных видов продукции легкой промышленности, тары, упаковки, которые ищут новые рынки сбыта, и крупные торговые предприятия.

(См. Банковский кредит, Рамбурс, Финансовая услуга).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 2 =