Европейский экономический, валютный и политический союз

Европейский экономический, валютный и политический союз: Евросоюз, ЕС (The European Union, EU) – объединение европейских государств с целью создания единого рынка, в рамках которого обеспечена полная свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также единой денежной единицы и центрального банка.

Экономическая интеграция государств и относительно обособившийся от нее процесс валютной интеграции находятся в сложной причинно-следственной зависимости. Экономический и валютный союз в условиях развитого рыночного хозяйства является единым целым, хотя в соответствии с методологией экономической теории можно выделить составляющие его компоненты.

Традиционная макроэкономическая теория рассматривала валютный союз как группу стран, имеющих фиксированные валютные курсы и воздерживающихся от их пересмотра даже в случае появления серьезных дисбалансов. Такой союз не означает достижения реального прогресса в области экономической интеграции, поскольку, отказываясь от проведения девальваций и ревальваций, страны сохраняют тем не менее возможность использования иных инструментов регулирования валютной сферы. Это – простейшая форма валютного союза, не предполагающая создания единого рынка.

Подобные валютные союзы существовали ранее (см. Латинский монетный союз). Они возможны и между современными рыночными экономиками (см. Современная рыночная экономика), если последние не преследуют одновременно интеграционных целей. Валютный союз, например, существовал до 1979 г. между Великобританией и Ирландией. Его простейшая форма позволяет странам сохранять и валютные ограничения, и запрет на свободу движения капиталов, и таможенные барьеры.

Применительно к странам СНГ эту форму валютного союза представляла старая рублевая зона, в рамках которой на протяжении 1992 г., как правило, сохранялась единая валюта, а расхождения в темпах проведения экономических реформ, направлениях макроэкономической политики, основных экономических показателях (прежде всего инфляции) компенсировались «мерами по защите внутреннего рынка», т.е. прямыми административными запретами.

Опыт функционирования простейших валютных союзов показывает, что для обеспечения подлинной валютно-экономической интеграции фиксация паритетов обязательно должна быть дополнена иными механизмами экономического взаимодействия: полной свободой движения капиталов и согласованием макроэкономической политики.

Вопрос же о том, обязательно ли для успеха валютного союза вводить общую валюту, долгое время оставался дискуссионным. Опыт доказал, что только валютный союз, предусматривающий введение единой валюты, приносит ожидаемые преимущества. Введение единой валюты – процесс длительный, ему может предшествовать период, когда страны ограничиваются фиксацией валютных паритетов. Такая форма валютного союза предусмотрена Маастрихтским договором. Однако это переходный этап к полноценному валютному союзу с единой валютой.

Валютный союз, подразумевающий введение единой валюты и дающий существенные экономические преимущества интегрированному региональному комплексу, не может быть сформирован в отрыве от союза экономического, предполагающего как существование таможенного союза, так и обеспечение «четырех свобод»: движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. единого рынка без границ, а также скоординированной макроэкономической политики.

Формирование единого рынка, о чем свидетельствует опыт, неизбежно вызывает необходимость введения в странах единой валюты. По оценкам экспертов ЕС, преимущества интегрированного экономического пространства могут полностью проявиться лишь при условии параллельного создания валютного союза. Вместе с тем это не валютный союз в простейшей форме, а итог усилий по реальной интеграции хозяйственных комплексов, отмене всех барьеров на пути движения факторов производства. Так появляется концепция экономического и валютного союза.

Экономический и валютный союз проходит несколько этапов развития. На первом этапе обеспечивается функционирование единого рынка, включая свободу движения капиталов, и сокращаются пределы колебаний валютных курсов национальных денежных единиц, усиливается координация макроэкономической политики; на втором – координация политики постепенно приводит к конвергенции (сближению) основных экономических показателей. Лишь на третьем этапе вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.

Экономический и валютный союз в завершенном виде представляет собой высшую ступень экономической и валютной интеграции и предполагает существование единого внутреннего рынка, скоординированной макроэкономической политики, единой валюты и единого центрального банка. Именно этот подход положен в основу Маастрихтского договора.

Формирование экономического и валютного союза означает для его участников как экономические преимущества от введения единой валюты (сокращение расходов на проведение валютных операций, ликвидация непредсказуемых колебаний валютных курсов, обеспечение стабильности цен и т.д.), так и определенные издержки (утрата валютного курса как инструмента макроэкономической политики и адаптации к асимметричным экономическим шокам, сокращение сеньоража, т.е. поступлений от денежной эмиссии, и др.).

Политический союз, предполагающий проведение общей внешней политики и политики в области безопасности, является еще более высокой ступенью взаимного сотрудничества, нежели союз валютно-экономический, однако деятельность последнего может быть успешна лишь при наличии ясной перспективы создания политического союза. Одной из причин провала предшествующих попыток создания валютного союза было отсутствие параллельного прогресса в сфере политики. Маастрихтский договор – договор о комплексном союзе – и экономическом, и валютном, и политическом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =