Естественная монополия

Естественная монополия (natural monopoly) — cостояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей производства наиболее эффективно в отсутствие конкуренции. Товары, производимые естественными монополистами, обычно не могут быть заменены в потреблении другими товарами, поэтому имеют устойчивый спрос независимо от изменений цены.

Естественная монополия основана на фактическом владении имуществом (железно-дорожный транспорт, почта, энергосистемы, трубопроводный транспорт, уникальные природные ресурсы) в отраслях, где долгосрочные средние издержки минимальны, если рынок обслуживает один экономический субъект.

Производство продукции одним естественным монополистом при любом выпуске выгоднее, чем производство двумя или более фирмами. Иными словами, для других фирм на этом рынке не остается места и можно удовлетворить спрос на данный продукт с затратами, меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирмы. Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара (научно-технический прогресс в некоторых условиях может разрушить такую монополию).

Поскольку естественная монополия, находясь вне конкуренции, способна устанавливать монопольные цены, диктовать условия продажи своих товаров и услуг и самостоятельно устанавливать стандарты их качества и т.п., возникает необходимость в государственном регулировании деятельности естественных монополий даже в условиях экономики свободного рынка. Методы регулирования:

  • ценовые (установление цен и тарифов или их предельного уровня);
  • определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и/или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения потребностей в товаре, производимом естественной монополией, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Эти методы применяются к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

  • издержки производства (реализации) товаров, в т.ч. заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
  • налоги и другие платежи;
  • стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;
  • прогнозируемая прибыль от возможной продажи товаров по разным ценам (тарифам);
  • удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
  • соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
  • государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + пятнадцать =