Эмиссия ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг — один из источников финансовых ресурсов, привлекаемых для решения определенных целей. Она используется как государством, органами власти и управления, так и отдельными юридическими лицами, которым предоставлено право выпуска ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг — установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг может быть открытой или закрытой. Открытая эмиссия ценных бумаг — размещение ценных бумаг среди всех желающих (публичное размещение). Закрытая эмиссия ценных бумаг — размещение ценных бумаг среди ограниченного круга инвесторов.

Эмиссия, или выпуск на рынок, ценных бумаг предполагает четыре этапа:

  1. Принятие решения о размещении ценных бумаг. Эмиссия государственных ценных бумаг находится в компетенции соответствующего государственного или муниципального органа. Государственные заимствования проводятся только в рамках существующего бюджета. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.
  2. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг в соответствующей организации, контролирующей рынок. В России это Федеральная служба по финансовым рынкам, в Украине — Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.
  3. Размещение эмиссионных ценных бумаг.
  4. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В ряде случаев процедура эмиссии ценных бумаг может отличаться от стандартной. Так, например, при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, процедура эмиссии ценных бумаг выглядит следующим образом:

  1. принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  2. размещение эмиссионных ценных бумаг;
  3. утверждение решения о выпуске и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  4. одновременная государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими:

  1. формирование начального капитала акционерного общества при его создании;
  2. внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг;
  3. реорганизация или преобразование самой организации;
  4. изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами;
  5. привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.

Для обозначения видов выпусков акций в последние годы в отечественной практике часто используются термины, привнесенные из английского языка. Сегодня способы размещения ценных бумаг принято классифицировать так.

Первичное размещение – начальное размещение акций среди инвесторов.

IPO (initial public offering) – публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.

SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании.

Вторичное размещение – размещение дополнительных выпусков.

Follow-on (доразмещение) – размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.

Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.

Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом. Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, – это андеррайтер, а тот, кто размещает, — эмитент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × два =