Электронная коммерция

Электронная коммерция (E-коммерция) (E-Business) — часть электронного бизнеса, ограниченная, собственно, маркетингом и процессами продаж. Ее рассматривают как покупку и продажу информации, продукции и услуг через компьютерные сети.

Электронная коммерция — деятельность, направленная на реализацию товаров и услуг с использованием информационных технологий на основе сетевых взаимодействий между покупателем и продавцом. Инструменты электронной коммерции позволяют организовать торговлю ценными бумагами, совершение сделок между юридическими лицами, вести деятельность на электронных биржах, реализовать заказ и оплату потребительских товаров, туристских и образовательных услуг, оплату коммунальных услуг.

Реклама товара, его заказ, оплата и доставка осуществляется с использованием сетевых средств. Так, при сетевом рекламировании магазин создает свой Web-каталог или витрину на Web-сайте, где покупатель может не только прочитать сообщение о свойствах и характеристиках товара, но и рассмотреть его, используя мультимедиа-средства. Web-страница, отображающая список (каталог) товаров, служит основой формирования корзины товаров, выбранных покупателем сетевым способом, и их заказа. Все сведения о корзинах (автоматически вычисляемая стоимость заказа, затраты на доставку, полагающиеся налоги и скидки) остаются в системе и обеспечивают продавца маркетинговой информацией. Постоянные покупатели могут пересматривать свои корзины и использовать их повторно для упрощения процедуры заказа.

После завершения формирования корзины составляется упаковочный лист, содержащий: записи о сроках доставки товара покупателю; номер товара; его наименование и количество заказанных единиц. Покупатель может делать отбор товара в так называемую электронную тележку, представляющую собой программу, которая запускается на сайте и собирает сведения о том, что, клиент хочет приобрести. Оплата товара может быть осуществлена в наличной и безналичной форме с использованием информационных технологий и традиционным способом.

Электронная коммерция предъявляет особые требования к логистике и к процессу доставки («проблема последней мили») с учетом глобального характера электронных взаимодействий. В свою очередь глобализация доставки отражается на глобализации производства и на его географическом распределении. Актуальность планирования материальных ресурсов и составления графика получения материалов «точно-в-срок» в этих условиях повышается.

Электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

К электронной коммерции относят:

  • электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI);
  • электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS);
  • электронную торговлю (e-trade);
  • электронные деньги (e-cash);
  • электронный маркетинг (e-marketing);
  • электронный банкинг (e-banking);
  • электронные страховые услуги (e-insurance).

Электронный бизнес (е-бизнес) — интеграция систем, процессов, организаций, цепей, создающих стоимость, а также рынков, которые используют Интернет и связанные с ним технологии и концепции.

Услуги для организации электронной коммерции в сети Интернет — это услуги по созданию и обслуживанию различных типов бизнес-систем для организации электронной коммерции в сети Интернет.

К основным типам бизнес-систем для организации электронной коммерции в сети Интернет относятся:

  • Intranets — внутрифирменная система для обеспечения бизнес-процессов на основе использования внутренних сетей;
  • В2В (business-to-business — «бизнес для бизнеса») — межфирменная система для обеспечения межкорпоративных бизнес-процессов;
  • В2C (business-to-consumer — «бизнес для потребителя») — система для осуществления электронной розничной торговли, ориентированной на конечного потребителя;
  • C2C (consumer-to-consumer — аукционная, или «потребитель-потребитель») система для осуществления аукционной торговли в Интернет с участием как конечных потребителей, так и фирм;
  • В2G (business-to-government — тендерная, или «бизнес для государства») — система для заключения сделок между компаниями и правительственными организациями;
  • E2E (exchange-to-exchange) — система интеграции он-лайновых бирж для получения участниками торгов доступа сразу ко многим биржам с единой точки;
  • В2E (business-to-employee) — внутрикорпоративная система для обеспечения участия в бизнес-процессах географически удаленных сотрудников на основе создания различных сетей.

В течение последних лет крупнейшим по объемам услуг в системе электронной коммерции является сектор В2В («бизнес для бизнеса»), основанный на использовании Интернет для обеспечения межкорпоративных бизнес-процессов. Одним из главных назначений систем электронной коммерции типа В2В является решение проблем сбыта и материально-технического снабжения. Основными типами В2В-коммерции являются:

  • электронная дистрибуция;
  • электронные рынки;
  • электронные закупки.

По количеству сделок лидируют системы электронной дистрибуции, а по темпам роста — электронные рынки. Электронные закупки имеют стремительные темпы развития, но этот вид электронной коммерции представляет интерес для крупных компаний, которые доминируют в этом сегменте.

Функциональными составляющими системы В2В, предназначенными для обеспечения межкорпоративных бизнес-процессов на основе использования Интернет, являются:

  • корпоративный сайт компании, который используется для презентации компании в системе Интернет, размещения рекламной информации и обеспечения информационного взаимодействия фирмы с партнерами и контрагентами;
  • интернет-магазин (оn-line store), предназначенный для сбыта продукции (услуг) компании (может быть встроен в корпоративный сайт или существовать отдельно);
  • информационные сайты и порталы (вертикальные), которые предоставляют информацию об отрасли и основных компаниях, обеспечивают оперативный обзор событий в отрасли и смежных и конкурентных с ней;
  • служба закупок или снабжения (buysite), которая дает возможность компании решать задачи материально-технического снабжения непосредственно со своего Интернет-сайта;
  • брокерские системы, обеспечивающие получение и обработку заказов и их размещение для исполнения;
  • электронные торговые площадки (ЭТП), предназначенные для непосредственной организации on-line деятельности служб сбыта и снабжения различных компаний;
  • электронные биржи, по своим функциональным возможностям близки к торговым площадкам, но деятельность на бирже осуществляют не сами компании, а их агенты (брокеры);
  • интегрированные комплексы, обеспечивающие прямое взаимодействие внутрикорпоративных систем управления с внешней системой электронной коммерции — торговой площадкой и является наиболее полным решением среди систем В2В.

(См. Интернет-банкинг, Электронные деньги).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 5 =