Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса и предложения (elasticity of demand and supply) – экономический показатель, характеризующий реакцию, соответственно, спроса и предложения на изменения цен, доходов и некоторых других факторов.

Эластичность спроса: реакция покупателей на изменение цены. Спрос на предметы роскоши может значительно упасть в случае повышения цен, поскольку эти покупки не являются необходимыми и могут быть отложены. Спрос на предметы первой необходимости, такие, как продовольственные товары, телефонные услуги или экстренную хирургическую помощь, считается неэластичным. Он остается практически неизменным, невзирая на изменение цен.

Эластичность предложения: реакция предложения на изменение цены. По мере роста цен предложение, как правило, увеличивается. Если этого не происходит, то оно считается неэластичным. Предложение считается эластичным, если повышение цен означает рост объемов производства.

Эластичность (elasticity) означает меру реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной (эластичность функции иногда также называют относительной производной). Из практических соображений ее относят к проценту прироста независимой переменной и применяют обычно в пределах малых изменений рассматриваемых величин.

Эластичность спроса и предложения — чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении (как правило, увеличении) цены на один процент.

Соответственно эластичность предложения по цене (или от цены) — процентный прирост объема предложения товара в результате роста цены на 1% при условии, что все остальные факторы, влияющие на уровень предложения, остаются неизменными. Эластичность предложения по цене для большинства изделий в долгосрочном периоде значительно больше, чем в краткосрочном, потому что для изменения объема выпуска вслед за изменением цены обычно требуется перестройка и расширение производственных мощностей (быстрое увеличение возможно только в пределах существующих резервов этих мощностей), набор и подготовка рабочей силы и т.п. Однако есть товары и услуги, по которым эластичность предложения по цене всегда очень низка (например, аренда домов в крупных городах). Предложение некоторых товаров вторичного использования (например, металлолома) обычно более эластично в короткие, а не длительные промежутки времени. В макроэкономике исследуют эластичность совокупного предложения по изменению общего уровня цен.

Эластичность спроса по доходу — коэффициент (процентный прирост спроса), показывающий относительное изменение спроса при изменении доходов покупателей (остальные факторы, от которых зависит спрос, принимаются неизменными). Коэффициенты эластичности спроса по доходу различны для разных товаров — вплоть до отрицательных значений для таких продуктов как хлеб, низкосортные продукты и т.п. (чем выше доходы, тем меньше спрос на такие товары, в отличие от так называемых нормативных товаров, спрос на которые с ростом доходов населения повышается).

Принято выделять товары с малой эластичностью спроса (0<Е<1), средней (значение Е близко к единице) и высокой (Е>1).

Эластичность спроса по цене (от цены, ценовая эластичности спроса) — коэффициент, показывающий относительное изменение объема спроса (потребления) при изменении цены данного товара или цен других, связанных с ним товаров (в общем случае спрос на отдельный товар при прочих равных условиях зависит от уровня цен всех товаров). Известно, что спрос на товары или иные блага обычно прямо зависит от цены (выше цены — ниже спрос и наоборот). Коэффициент эластичности, характеризующий степень этой зависимости, принято трактовать как величину изменения спроса (в процентах) при изменении цены на один процент.

Если повышению цены на 1% соответствует снижение спроса более чем на 1% и, наоборот, понижение цены приводит к росту покупок больше чем на 1%, то спрос эластичен (коэффициент Е>1); если повышение цены на 1% влечет за собой понижение спроса менее чем на 1%, то спрос неэластичен (0<Е<1). Соответственно различают товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса.

Эластичность спроса по цене для товаров длительного пользования обычно больше в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде. Для других товаров — соотношение обратное. Товары считаются мало (менее) эластичными, когда изменения цен мало влияют на спрос на них.

Перекрестный коэффициент эластичности I показывает, на сколько процентов изменится спрос на один товар при процентном изменении цены на другой товар (остальные цены и доходы принимаются неизменными). Для так называемых взаимодополняемых товаров 1<0 (например, в случае пары: смартфоны и аксессуары к ним — снижение цены на первые увеличивает спрос и, следовательно, повышает цену на вторые); для товаров взаимозаменяемых 1>0 (например, велосипеды и мотоциклы, куры и индейки — при снижении цены на один товар спрос на другой уменьшится, а значит, снизится и цена). Товары называются независимыми друг от друга, когда изменение цены на один товар не влияет на цену другого (1=0).

В макроэкономике исследуют эластичность совокупного спроса по изменениям в средней цене товаров и по доходам населения (известный закон Энгеля об убывании эластичности потребления продуктов питания по доходу), в финансовых расчетах — эластичности спроса на валюту по валютному курсу, денежного предложения, коэффициента монетизации экономики и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 1 =