Экономика свободной конкуренции

Экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) (free market economy) — идеальная модель функционирования рыночной экономики (классический рынок, чистый рынок). Экономика свободной конкуренции характеризуется господством частной собственности на ресурсы и рыночным механизмом координации экономической деятельности и управления ею, что, в конечном счете, подразумевает политику невмешательства государства в экономику (фр. laissez-faire).

Экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) — экономическая система, существовавшая с середины XVIII в. до начала XX в. Ее характерными чертами являются частная собственность на производственные ресурсы, наличие множества самостоятельных товаропроизводителей, господство свободной (совершенной) конкуренции в хозяйственной деятельности.

В чистом виде эта абстрактная модель никогда не существовала, но в определенной степени ее условиям соответствовало состояние рыночной экономики западных стран в XIX в., получившее название эпохи капитализма свободной конкуренции. В условиях чистого капитализма экономическая власть рассеяна между множеством свободных и независимых частных собственников, обладающих свободой предпринимательства и выбора сфер приложения капитала. Они ориентируются на личный интерес и управляются «невидимой рукой рынка» через систему цен, прибылей и убытков в условиях свободной конкуренции, т.е. свободной от какого-либо монополистического влияния со стороны отдельных крупных фирм или от вмешательства государства.

Соблюдение этих принципов возможно и наиболее оптимально, если на рынках товаров господствует такой идеальный тип рыночной ситуации (в чистом виде также практически не существующий), как совершенная, или чистая, конкуренция. Она характеризуется следующими признаками:

  • неограниченным числом участников рыночных отношений (большое число предприятий);
  • свободным доступом к любой хозяйственной деятельности и таким же выходом из нее;
  • абсолютной мобильностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • полной информированностью каждого участника конкуренции о рынке (о спросе и предложении, ценах, норме прибыли и т.д.);
  • абсолютной однородностью (стандартностью) одноименных товаров (отсутствием торговых марок и т.д.);
  • невозможностью какого-либо участника конкуренции оказывать непосредственное влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Все эти признаки в целом означают, что ни одна фирма не в состоянии оказывать определяющее воздействие на цены и объемы продаж, то есть не существует монополий.

В процессе свободной конкуренции на рынке формируются равновесные цены, которые господствуют над участниками рынка. Автоматически самонастраивающийся механизм рынка свободной конкуренции заставляет всех производителей и продавцов ориентироваться на рыночные сигналы цен и принимать оптимальные решения по объемам производства и продажи товаров и по затратам на их производство. Поэтому совершенная конкуренция в идеале способствует наиболее эффективному распределению ресурсов между отраслями и видами производства и заставляет производителей производить именно то, что нужно, и столько, сколько нужно потребителям, с наименьшими затратами и с максимальной прибылью, стимулируя использование достижений НТП и повышение качества продукции. В принципе это бездефицитная экономика с высокой степенью адаптации к изменяющимся условиям. Но наряду с бесспорными плюсами экономика свободной конкуренции обладает и очень серьезными недостатками, или несовершенствами.

Невозможность идеального соблюдения всех условий совершенной конкуренции приводит к тому, что рыночный механизм дает сбои. Это проявляется в нестабильности экономического развития: подъемы чередуются спадами, которым сопутствуют такие «болезни» рынка, как инфляция и безработица. Конкуренция, способствуя концентрации производства и капитала, сама порождает собственную противоположность — монополию, что коренным образом подрывает условия свободной конкуренции.

Всей своей системой рыночного распределения доходов в соответствии с собственностью на определенные ресурсы чистый капитализм ведет к глубокой дифференциации в уровне жизни различных слоев населения. В модели чисто рыночного регулирования не заложены механизмы социальной защиты тех или иных слоев населения, что обусловливает глубокие социально-экономические и политические конфликты. Свободный рынок не обеспечивает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (так называемых общественных товаров), в которых нуждается каждый человек и от которых никто не получает прибыль (национальная оборона, государственное управление, охрана природы и др.). Не существует также достаточной мотивации для фундаментальной науки, для всех тех видов деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческими критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система и др.).

Деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами, развитие наркомании и т.д. Свободный рынок зачастую игнорирует негативные последствия принимаемых решений для общества в целом, а также не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

Учитывая все эти несовершенства, следует признать, что в реальной жизни всегда имело место некое регулирующее воздействие государства на рыночную экономику, хотя и в разной степени. В малой степени оно проявлялось в экономике свободной конкуренции, когда функция правительства в основном сводилась к роли «ночного сторожа», обеспечивающего защиту частной собственности и создание такой правовой структуры, которая гарантировала беспрепятственное функционирование свободного рынка. О качественно новом уровне государственного вмешательства в экономику можно говорить, начиная с 30-х гг. XX в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 6 =