Экономический дирижизм

Экономический дирижизм (фр. dirigisme от diriger – руководить, управлять, регулировать) –

  1. концепции экономической мысли, обосновывающие необходимость, направления и формы государственного регулирования экономики. Появились впервые на рубеже 20–30-х гг. ХХ в. во Франции. Представлены общетеоретическими концепциями регулируемой, планируемой, смешанной экономики (Б. де Жувенель, Э. Тейлак, Ж. Пиру, Э. Жаис, Ф. Перру, П. Боше, Ш. Беттельхейм, Б. Казес, Ж. Фурастье, К. Грюзов, П. Массе, И. Ульмо, Р. Курби, Ж. СенЖор); социально-экономической концепцией согласованной экономики (Ф. Блок-Лене, А. Шаландон, А. Мальтер); экономики контрактов (А. Пьетр); конкретноэкономическими концепциями – национальное счетоводство, методы макроэкономического анализа и моделирования, системы разработки прогнозов, программ экономической политики (Ж. Монне, Ж. Мачевский, Ж. Маршаль, Ж. Фурастье, Б. Казес, Э. Маленво, Л. Столерю, Ж. Бенар, И. Бернар, Р. Курби); политико-юридической (Б. Шено); социологической (Л. Низар) концепцией. Не являясь цельным экономическим учением, экономический дирижизм объединяет совокупность взглядов на ограниченную эффективность и несовершенство рыночного механизма, недостаточность «частной инициативы», необходимость регулирования и сознательного вмешательства в экономику. Коренной недостаток рыночного механизма, считают дирижисты, в том, что, побуждая к выпуску продукции, рынок не устанавливает его точных границ, а это приводит к перепроизводству, экономическим кризисам и безработице. Рынку присущи недостаточность частной инициативы в развитии капиталоемких отраслей и отраслей с длительным сроком оборота капитала (материальной и социальной инфраструктуры, энергетики, транспорта, связи, научных исследований). Перестройка экономической структуры, модернизация производства, повышение конкурентоспособности национального капитала, а также организация социальных отношений, перераспределения доходов, поддержание социально-политической стабильности в полной мере не обеспечиваются рынком. На формирование взглядов и концепций экономического дирижизма оказали влияние меркантилизм, воззрения представителей исторической школы, катедерсоциализма, институционализма и в особенности взгляды Дж. М. Кейнса и его последователей. Государство, считают дирижисты, должно воздействовать не только на конъюнктуру рынка и совокупный спрос (по Кейнсу), но и на структуру экономики, добиваясь смягчения структурных неравновесий. Наряду с главным субъектом регулирования – государством – имеются и негосударственные, но связанные с ним и воздействующие на экономику субъекты (профсоюзы, ассоциации предпринимателей и профсоюзов, объединения государства, предпринимателей и профсоюзов), деятельность которых регламентируется или контролируется государством;
  2. экономическая политика, предполагающая значительное вмешательство государства в экономические процессы. В 50-е гг. становится политико-экономической доктриной 5-й Французской республики. Рекомендации дирижистов о расширении предпринимательства и введении государственного программирования экономики нашли отражение в создании государственного сектора в ряде западноевропейских стран, в развитии государственной инвестиционной деятельности и индикативного планирования (англ. indicative planning);
  3. практика огосударствления. Она проявляется в прямых инвестициях, глобальном регулировании экономики с использованием «крайних» форм и методов вмешательства государства в социально-экономические процессы общественного воспроизводства (национализация и приватизация, значительное расширение государственного сектора в кредитно-банковской сфере и производстве, административный контроль над ценами и оплатой труда, перераспределение доходов и т.п.) и сочетается с фискальным и кредитно-денежным стимулированием выполнения национальных программ, осуществлением прямого и косвенного финансирования частных компаний, среднего и малого бизнеса.