Дуополия

Дуополия (от лат. duo – два и греч. poleo – продаю) – частный случай ограниченной конкуренции, когда на рынке выступают два независимых продавца одного товара, а количество покупателей не ограниченно.

Дуополия — это самый простой вид олигополии. Случается редко, преимущественно существует как промежуточное (переходное) состояние к:

  1. многочисленной олигополии (правительства с помощью антимонопольной политики пытаются обеспечить существование в каждой отрасли не менее 5-6 производителей);
  2. «лидерства в ценах», когда производители достигают молчаливого согласия по ценам;
  3. тайного картельного соглашения.

У дуополистов есть в принципе три возможности.

Первая – они конкурируют – свободно, без оглядки друг на друга, снижая цены в стремлении продать максимум продукции. При этом совокупный объем продаж будет наибольший (ограниченный лишь платежеспособным спросом), но цена и прибыль на единицу товара – наименьшая (см. точку А на рис.).

Вторая возможность – каждый из дуополистов стремится увеличить свою прибыль до максимально возможного уровня (максимизировать ее), считая, что изменения в выпуске им продукции не влияют на решения конкурента об объеме выпуска (такой же) продукции. (На этой предпосылке основан анализ дуополии, носящий имя О. Курно и предложенный им в 1838 г. В силу наглядности этот пример часто используется в экономической теории при моделировании рыночных процессов).

дуополияВ модели Курно обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема производства обеих фирм. Главная особенность модели: каждая фирма принимает решение, считая объем выпуска своего конкурента постоянным в течение заданного периода. После некоторого взаимного приспособления между ними устанавливается равновесие, называемое равновесием Курно. График, отражающий объем производства фирмы в зависимости от предполагаемого объема производства ее конкурента, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении (точка В на рис.) кривых реакции обеих фирм (I–I и II–II). В конечном счете прибыль, получаемая каждой фирмой, оказывается выше, чем при идеальной конкуренции.

Более сложные способы анализа учитывают вероятную реакцию конкурента на изменение объема выпуска конкурента. Такова, например, модель рыночного равновесия и неравновесия Г. фон Штакельберга, в которой учитывается возможная реакция конкурентов на принимаемые решения об объеме выпуска, причем одна или обе фирмы считают, что конкурент будет вести себя как дуополист Курно.

Поскольку «война цен» уменьшает прибыли обеих сторон, существует третья возможность: ценовой сговор о высокой цене (путем создания искусственного дефицита предложения по отношению к спросу) между фирмами-дуополистами (см. Картель). В результате обе фирмы получат прибыль при меньшем объеме выпуска (точка С на рис.). Впрочем, подобные договоренности обычно осуждаются, и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной и увеличит сбыт, то он одержит победу в конкуренции.

Характеристики дуополии:

  1. Наличие всего двух продавцов.
  2. Взаимозависимость: если какая-либо фирма меняет цену или схему продвижения, другие формы также должны соответствовать этому, чтобы оставаться в конкуренции.
  3. Наличие элементов монополии: до тех пор, пока продукты дифференцированы, фирмы обладают некоторой монопольной властью, поскольку у каждого продукта будет несколько лояльных клиентов.

В реальности чистые дуополии почти не существуют, но можно найти примеры квазидуополий (когда существует более двух конкурентов, но все остальные настолько незначительны, что ими можно пренебречь). Наиболее известны:

  • Intel и AMD на рынке CPU;
  • Nvidia и AMD на рынке графических процессоров;
  • Visa и MasterCard на рынке платежных карточек;
  • Coca-Cola и Pepsi на рынке безалкогольных напитков;
  • Apple, IOS и Google, Android на рынке операционных систем для мобильных устройств.