Доходы бюджета

Доходы бюджета (budget revenue) –

  1. по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти;
  2. по материально-вещественному воплощению – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение центральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости.

Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации – национальный доход (national income). Он служит базой для удовлетворения потребностей государства в расходах. Иногда в связи с чрезвычайными расходами (например, в период войны или послевоенной разрухи) для формирования доходов бюджета государство может прибегнуть и к использованию национального богатства, созданного предыдущими поколениями. При этом в орбиту бюджетного перераспределения может быть вовлечено национальное богатство не только данной, но и другой страны. Происходит это либо цивилизованно (например, через получение репараций и внешних займов), либо насильственным путем (как правило, в результате военных действий).

Доходы бюджета призваны обеспечивать финансирование расходов бюджета и предоставление государственных кредитов иностранным заемщикам; если же их недостаточно, могут быть привлечены заемные средства бюджетов. Доходы бюджета являются невозвратными поступлениями. Состав доходов бюджета, формы их мобилизации зависят от системы и методов хозяйствования, от решаемых страной экономических задач. Например, в бывшем СССР (до перехода на рыночные отношения хозяйствования) в составе доходов бюджета преобладали неналоговые платежи, позволявшие органам государственной власти наиболее полно реализовывать административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства; формам и методам мобилизации доходов бюджета была свойственна жестко централизованная система взимания, они имели ярко выраженный фискальный характер и строились на использовании индивидуальных ставок. Это особенно проявилось в платежах из прибыли, уплачиваемых государственными предприятиями в форме отчислений от прибыли, рассчитываемых по индивидуальным ставкам, приспосабливаемым к конкретным результатам деятельности предприятий.

С переходом на рыночные основы хозяйствования доходы стали формироваться, главным образом, из налоговых поступлений, что означало их перевод на правовую основу, регулируемую законом.

В странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой доходы бюджета складываются из налоговых доходов (на долю которых, например, в Украине в 2015 году приходится более 75% общей суммы платежей) и неналоговых доходов.

Наиболее крупными в фискальном отношении являются такие виды налоговых доходов, как НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий; среди неналоговых – доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи; доходы от приватизации и т.п.

К доходам от собственности относятся те поступления, получение которых связано с владением предприятиями, финансовыми активами или нематериальными активами, а также другими видами собственности, приносящей доход. Доходы от собственности могут иметь форму: дивидендов по акциям, принадлежащим государству; процентов, полученных как от размещения в банках и других кредитных организациях временно свободных средств бюджета, так и от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов внутри страны; арендной платы, взимаемой за пользование лесным фондом, за пользование землями сельскохозяйственного назначения и т.д.; лицензионных платежей и др.

Большую группу неналоговых доходов составляют доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и другого оборудования; доходы от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; поступления от приватизации предприятий, находившихся в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи квартир; доходы от реализации кладов, конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, переходящего в государственную и муниципальную собственность в порядке наследования и дарения.

В составе неналоговых доходов есть административные платежи и сборы (например, таможенные сборы; сборы, взимаемые госавтоинспекцией; платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций), поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба (например, санкции за нарушение порядка применения цен; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий).

Правовые основы формирования доходов бюджета по уровням бюджетной системы устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативно-правовыми актами, регулирующими не только разграничение и распределение, но и перераспределение доходов по уровням государственного и муниципального управления.

Необходимость увеличения доходов бюджета является одной из актуальнейших задач современности для любого государства, на какой бы ступени социально-экономического развития оно ни находилось. Исполнительные и законодательные органы страны стремятся найти такое решение этой задачи, которое позволит преодолеть последствия системного кризиса и сопутствующих ему осложнений в экономике и приведет к значительному повышению реальной величины доходов бюджета на всех уровнях бюджетной системы страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 2 =