Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика (Monetary Policy) — комплекс взаимосвязанных скоординированных мер государства в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение стабильности денежной единицы Украины путем использования определенных Законом «О Национальном банке Украины» средств и методов. Вторичными целями денежно-кредитной политики являются поддержание высоких темпов экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса.

Эффективность денежно-кредитной политики определяется правильностью выбора ее целей: стратегических, промежуточных и тактических. Стратегические цели денежно-кредитной политики непосредственно вытекают из общей экономической политики государства. Промежуточные цели заключаются в обеспечении воздействия на определенные экономические процессы: оживление или сдерживание рынка, увеличение денежного предложения и т.п., а их реализация способствует достижению стратегических целей. Тактические цели — это оперативные задачи банковской системы, направленные на реализацию денежно-кредитной политики.

Главная цель денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, высокой занятости и росте реального объема ВВП. Цели денежно-кредитной политики достигаются с помощью использования определенных инструментов.

В соответствии со ст. 25 Закона Украины «О Национальном банке Украины» основными экономическими средствами и методами денежно-кредитной политики является регулирование объема денежной массы через:

  1. определение и регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков;
  2. процентную политику;
  3. рефинансирование коммерческих банков;
  4. управление золотовалютными резервами;
  5. операции с ценными бумагами (кроме ценных бумаг, подтверждающих корпоративные права), в т.ч. с казначейскими обязательствами, на открытом рынке;
  6. регулирование импорта и экспорта капитала;
  7. эмиссию собственных долговых обязательств и операции с ними.

Принципами, на которых базируется использование инструментов денежно-кредитной политики, являются:

  • операционная эффективность (точность и оперативность);
  • равное отношение к контрагентам;
  • гармонизация правил и процедур;
  • простота, прозрачность и последовательность реализации;
  • минимизация рисков;
  • экономическая эффективность.

Такие принципы являются своего рода прозрачными критериями оценки правильности действий по применению инструментов монетарной политики.

Инструменты монетарной политики ЕЦБ (ЕЦБ и национальных центральных банков стран-членов еврозоны) разделяют на 3 группы:

  1. Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке существенно влияют на процентные ставки, ликвидность банков и передачу сигналов монетарной политики. ЕЦБ проводит четыре типа таких операций: главные операции рефинансирования (овернайт), операции рефинансирования на более длительный срок, операции тонкого регулирования и структурные операции.
  2. Постоянные кредитные и депозитные линии, созданные с целью предоставления и изъятия ликвидности на усмотрение отдельных банков. Они состоят из двух компонентов: кредитной и депозитной линии.
  3. Резервные требования. Банки должны обязательно резервировать определенную часть средств на привлеченные вклады, выпущенные долговые ценные бумаги и тому подобное. На эти резервы, хранящиеся в ЦБ, начисляются проценты в размере ставки по основным операциям рефинансирования.

Денежно-кредитная политика может быть стимулирующей (экспансивной) или сдерживающей (рестриктивной). Стимулирующая политика характеризуется смягчением монетарных условий (снижение процентных ставок и нормативов обязательного резервирования, увеличение предложения денег и т.п.) и используется с целью преодоления рецессии. Проведение такой политики способствует росту совокупного спроса, таким образом стимулируя экономический рост и снижая уровень безработицы. Однако реализация такой политики длительное время может привести к ускорению инфляции.

Сдерживающая (рестриктивная) денежно-кредитная политика характеризуется усилением требований к банкам, повышением процентных ставок, нормативов обязательного резервирования и т.д. и используется с целью сдерживания инфляции путем реализации системы мероприятий, противоположных тем, что применяются в случае проведения стимулирующей политики.

В соответствии с задачами денежно-кредитной политики и условиями экономического развития страны выделяют отдельные монетарные режимы (монетарное устройство), к которым относятся:

  1. монетарное таргетирование, основным инструментом которого является предложение денег центральным банком, а главной целью — сдерживание инфляции;
  2. таргетирование обменного курса, целью которого является управление обменным курсом национальной валюты по отношению к определенной стабильной валюте;
  3. инфляционное таргетирование, целью которого является ограничение инфляции заранее установленным и законодательно определенным уровнем;
  4. смешанный подход.

В Украине главным субъектом денежно-кредитной политики является Национальный банк, который в соответствии с Конституцией Украины и Законом «О Национальном банке Украины» играет решающую роль в ее разработке и реализации. Национальный банк определяет и реализует денежно-кредитную политику через свои надзорные и управленческие органы — Совет и Правление Национального банка Украины. Совет ежегодно разрабатывает «Основные принципы денежно-кредитной политики», осуществляет контроль над проведением денежно-кредитной политики и дает оценку деятельности Правления Национального банка Украины по выполнению Основных принципов денежно-кредитной политики. Правление Национального банка Украины в соответствии с Основными принципами денежно-кредитной политики путем использования соответствующих инструментов и методов банковского регулирования обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики и осуществляет управление деятельностью Национального банка Украины.

В отечественной практике часто вместо термина денежно-кредитная политика, как синоним, употребляют термин «монетарная политика», который широко используется в зарубежной научной литературе и на практике. Отличие в терминах может быть объяснено спецификой отечественной практики, перечнем используемых инструментов, характером и интенсивностью их применения.

(См. Валютная политика, Монетарный трансмиссионный механизм, Совет Национального банка Украины).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + три =