Демпинг

Демпинг (Dumping) — искусственное занижение цен на товары, работы или услуги на внешних рынках для их освоения и устранения конкурентов.

Демпинг используется компаниями и даже государствами с несколькими целями.

Во-первых, для захвата новых рынков. Так, демпинговая политика часто проводится странами-экспортерами стали, сельхозпродукции и т.п. Чаще всего это происходит в международной торговле и объясняется необходимостью поддержки внутренних производителей.

Во-вторых, для вытеснения конкурентов. Допустим, компания продает свою продукцию ниже себестоимости, заранее соглашаясь на определенные убытки, делая бизнес других предприятий невыгодным, а впоследствии, завоевав существенную долю в продажах, поднимает цены и возмещает потери с большой прибылью. Так поступают, в частности, сетевые розничные компании.

В-третьих, с помощью демпинга может проводиться государственная политика. Например, нацеленная на снижение процентных ставок по ипотеке. Для этого создаются государственные организации, такие как Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, а также используются банки с государственным участием. Предоставляются денежные средства для проведения программ. В результате ставки по ипотеке снижаются, и коммерческие банки вынуждены следовать за этой тенденцией.

В-четвертых, в той или иной степени демпингом пользуются компании, в частности, банки с государственным участием. Они обычно предлагают более низкие тарифы, и таким образом происходит «перетягивание» клиентов у коммерческих кредитных организаций. При этом необходимо понимать, что такие банки с госучастием имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам, поставщиком которых выступает государство.

В-пятых, существует вид демпинга, при котором цены на одну и ту же продукцию могут ощутимо отличаться на внутреннем и внешнем рынках. Так определяется цена на нефть и газ, которая существенно возрастает при пересечении государственной границы. К этой же категории, но в обратную сторону можно отнести разницу в цене заимствований на внутреннем и внешнем рынках: кредиты за рубежом значительно дешевле, чем в Украине.

В основе демпинга лежит международная дискриминация в ценах вследствие продажи товаров на зарубежных рынках по более низким («бросовым») ценам, чем на внутреннем рынке. Экономический механизм демпинга включает три варианта действий экспортеров:

  1. убытки, которые несет экспортер на внешних рынках, компенсируются продажей товаров на внутреннем рынке по более высоким ценам;
  2. потери от демпинга могут быть компенсированы за счет государственных субсидий, льготных кредитов, предоставляемых для стимулирования экспорта, разницы внутренних и внешних цен на сырье и тому подобное;
  3. возмещение убытков и получение прибыли происходит после устранения с внешнего рынка конкурентов и завоевания на нем монопольного положения.

На практике различные виды демпинга могут сочетаться.

Массовый экспорт товаров по заниженным ценам может быть связан с отставанием в стране-экспортере темпов инфляции от темпов снижения обменного курса валюты (демпинг валютный).

Часто демпинг используют во время экономических потрясений и мировых кризисов. Отмечают демпинговые периоды 1929-1933 гг., 1970-х годов, 1990-х — начала XXI века. На сегодняшний день мировое сообщество рассматривает демпинг как проявление недобросовестной конкуренции и одну из форм так называемой ограничительной деловой практики, против которой решительно выступает Всемирная торговая организация.

Демпинг обостряет конкуренцию и противоречия между отдельными странами, нарушая их экономические связи. В стране, которая осуществляет демпинг, увеличивается прибыль экспортеров, а жизненный уровень населения может снижаться (при валютном демпинге — от инфляции, при товарном демпинге — от повышения цен на товары в связи с сокращением их предложения). В странах, которые становятся объектом демпинга, некоторые отрасли не могут выдержать конкуренцию с дешевыми импортными товарами, усиливается безработица.

Слишком значительное занижение цен может привести к реэкспорту товаров. Демпинг стимулирует, а иногда и оправдывает протекционистскую политику государств-импортеров, которые пытаются защитить внутренний рынок. Главными средствами защиты является специальная антидемпинговая пошлина, дополняющая общие импортные тарифы.

После Второй мировой войны международное сообщество в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) начало борьбу с демпингом. В 1967 г. на конференции стран-участниц ГАТТ («раунд Кеннеди») принято Международный антидемпинговый кодекс, который предоставил право странам включать в национальное законодательство статьи против демпинга. Согласно международным нормам демпинг рассматривается как монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция и определяется противозаконным действием. В антидемпинговом законодательстве Австрии в 1962 г. впервые были определены количественные критерии демпинга. Экспортная цена признавалась демпинговой при условии, если она была на 20% ниже внутренней цены страны-экспортера, или на 8% — мировой цены.

Антидемпинговые меры, санкционированные международным законодательством, предусматривают специальную антидемпинговую пошлину, квотирование или недопущение на внутренний рынок товаров предприятий, применяющих демпинг. Использование антидемпингового тарифа позволяет таможенным органам облагать эти фирмы дополнительными таможенными пошлинами на сумму, равную разнице между внутренней ценой на рынке страны-экспортера и ценой, по которой товар экспортируется, то есть на величину «демпинговых ножниц цен».

Выход украинских предприятий-экспортеров на мировые рынки в 1990-х годах сопровождался антидемпинговыми процессами к ним, особенно со стороны стран-членов ЕС. Большинство из этих процессов экспортеры проиграли, причиной чего были незнание мирового опыта, международного права, конъюнктуры мировых рынков и т.д. С целью реализации принципов ГААТ/ВТО и предотвращения демпинговых ситуаций с украинскими товарами, защиты экономических интересов Украины в августе 1994 г. Правительство создало Межведомственную комиссию по вопросам антидемпинговых расследований относительно экспорта украинских товаров. Было определено, что при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности экспортно-импортных операций внешнеторговые (контрактные) цены должны соответствовать ценам, которые сложились на соответствующий товар на рынке страны-партнера. Введена ежемесячная публикация индикативных цен на основные виды экспортных товаров, которые рекомендовались для заключения сделок с иностранными партнерами.

На почве разного понимания термина и критериев демпинга возникают серьезные торговые конфликты между отдельными странами и группами стран. Факт применения демпинга доказать достаточно сложно. Для этого проводятся специальные антидемпинговые расследования, уточняются критерии демпинговой деятельности и тому подобное. Упрощению антидемпинговых расследований способствует деятельность Всемирной организации торговли, а получение в 2008 году Украиной членства в ВТО будет способствовать позитивному урегулированию таких вопросов.

В течение последних лет значение демпинга, особенно валютного, как средства для завоевания внешних рынков уменьшается, поскольку конкурентоспособность товаров экспортеров определяется не только ценой товаров, а, прежде всего, их качеством, надежностью поставок, экономичностью, качеством обслуживания и тому подобное.

(См. Ценообразование).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =