Целевая сумма прибыли

Целевая сумма прибыли (target profit; purpose-oriented profit) — плановая сумма прибыли, обеспечивающая ее увязку с целями развития предприятия в предстоящем периоде. Основой этого метода планирования является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). Расчет ведется по каждому элементу этой потребности (производственное развитие; выплата дохода владельцам имущества; участие в прибыли персонала и т.п.).

Суммарная потребность в средствах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представляет собой целевой размер чистой прибыли предприятия в плановом периоде. На ее основе целевая сумма балансовой (валовой) прибыли предприятия определяется по следующей формуле:

БПц =  (ЧПц * 100) / (100 - СНп)

где БПц — целевая сумма балансовой (валовой) прибыли от реализации продукции в плановом периоде;
ЧПц — целевая сумма чистой прибыли предприятия, установленная на плановый период;
СНп — ставка налога на прибыль (и усредненная ставка других налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли), в %.

Целевая сумма прибыли является важнейшим целевым ориентиром развития предприятия и служит базовым элементом планирования других важнейших экономических показателей — объема реализации продукции; суммы доходов от реализации продукции; суммы налоговых платежей; фонда дивидендных выплат; суммы финансовых ресурсов, формируемых за счет прибыли и других.

Объем реализации продукции, обеспечивающий достижение целевой суммы прибыли, может быть определен по следующей формуле:

ОРц = (Пц + Ипост) * 100 / (Учд - Уип)

где ОРц — объем реализации продукции, обеспечивающий достижение целевой суммы прибыли;
Пц — целевая сумма балансовой (валовой) прибыли от реализации продукции, установленная на плановый период;
Ипост — планируемая сумма постоянных издержек;
Учд — планируемый уровень чистого дохода от реализации продукции, в %;
Уип — планируемый уровень переменных издержек к объему реализации продукции, в %.