Бюджетные кредиты

Бюджетные кредиты (Budget Loans) — бюджетные средства, размещенные банком в виде кредитов на основании договора с распорядителем этих средств, по которым банк не несет кредитного риска.

Бюджетные кредиты — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть его (погасить отсроченные платежи) в установленный срок и уплатить проценты за пользование им.

Порядок получения и пользования бюджетного кредита зависит от того, является ли хозяйствующий субъект государственным и муниципальным унитарным предприятием или не является им. Государственные и муниципальные унитарные предприятия получают процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

Предоставление и пользование бюджетными кредитами контролируется органами, исполняющими бюджет, контрольными органами власти, которым получатели бюджетных кредитов обязаны предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

Юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, могут получить бюджетный кредит на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и Бюджетным кодексом, только при условии представления документов, подтверждающих платежеспособность заемщика и его готовность исполнить обязательство по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества (в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев), в размере не менее 100% предоставляемого бюджетного кредита при условии высокой степени их ликвидности.

При предоставлении бюджетных кредитов финансовый орган или по его поручению уполномоченный орган обязательно проводит предварительную проверку финансового состояния получателя бюджетного кредита. Кроме того, учитывается выполнение заемщиком требований бюджетной дисциплины: кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по бюджетным средствам, ранее предоставленным им на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Дальнейшие операции и платежи за счет средств бюджетного кредита заемщик осуществляет самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита и в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом и гражданским законодательством. При этом финансовый орган или по его поручению уполномоченный орган имеет право проводить проверку финансового состояния заемщика во время всего срока действия бюджетного кредита, а также проводить проверку его целевого использования.

Возврат предоставленных юридическими лицам бюджетных средств, плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Планирование бюджетных кредитов осуществляется в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год. При рассмотрении проекта бюджета в законодательном (представительном) органе власти анализируются параметры проекта программы предоставления бюджетных средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

При утверждении бюджета обязательно указываются:

  • цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты;
  • условия и порядок их предоставления;
  • лимиты выделения бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года;
  • ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

По истечении бюджетного года составляется отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (прилагается к отчету об исполнении бюджета). Финансовые органы несут ответственность за соблюдение установленного порядка предоставления заемщикам бюджетных кредитов. Отклонение от этого порядка, допущенное финансовым органом, принятие в обеспечение бюджетного кредита низколиквидного имущества рассматриваются как нарушение бюджетного законодательства и служат основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетного кредита с нарушением установленного порядка.

Как новая форма централизованного перераспределения финансовых ресурсов, бюджетные кредиты появились после 2-й мировой войны и быстро превратились в активный инструмент государства по структурной перестройке экономики.

Наибольшее распространение бюджетные кредиты получили в Великобритании, где они выдаются из Национального фонда займов государственным корпорациям и местным органам самоуправления сроком на 5, 10, 15 и 25 лет под очень высокие проценты (13–14% годовых). Во Франции бюджетные кредиты поступают заемщикам через Фонд экономического и социального развития, формирование которого в значительной мере осуществляется за счет бюджетных средств. Фонд выдает долгосрочные займы сроком от 7 до 20 лет, причем не только государственным корпорациям, но и частным монополиям; особенно крупные займы предоставляются производителям сельско-хозяйственной продукции.

(См. Банковский кредит, Государственный кредит).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − тринадцать =