Бюджетное прогнозирование (budgetary forecasting) – обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования.
Прогноз строится на:
- тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент;
- определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей;
- нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.
Бюджетное прогнозирование ориентирует органы власти на поиск оптимального решения задач, выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном и местном уровнях, и т.д. При этом непрерывность бюджетного прогнозирования обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.
Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.
Базой для бюджетного прогнозирования являются:
- прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени;
- статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объем и динамика производства валового внутреннего продукта; темпы инфляции; объемы производства и продажи продукции (услуг); размеры инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, включая бюджетные; величина фонда оплаты труда; объемы и рост прибыли);
- прогнозы развития государственного и муниципальных секторов экономики;
- наиболее крупные из намечаемых стабилизационных (антикризисных и т.п.) мер;
- приоритеты социально-экономической политики;
- предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества, в т.ч. данные о поступлении и использовании доходов от государственного (муниципального) имущества;
- объем доходов населения;
- данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.
Важную роль играет сводный финансовый баланс, составляемый на планируемый год и на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе:
- финансовое положение страны, отдельных территорий;
- финансовые последствия проводимых реформ;
- возможности осуществления мер, намеченных на перспективу.
Бюджетное прогнозирование зависит от качества прогноза основных показателей социально-экономического развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса национальной валюты и т.п., поэтому разрабатываются несколько вариантов социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу бюджетных прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозируемом периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т.п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.
В процессе бюджетного прогнозирования используются различные методы:
- математического моделирования;
- индексный;
- нормативный;
- экспертных оценок;
- балансовый и др.
Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий – соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политике.
При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен) – коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджета доходов и расходов, т.к. на них прежде всего отражается инфляция.
Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учета некоторых макроэкономических ориентиров:
- уровня налогового бремени;
- предельного размера бюджетного дефицита (в % к ВВП и объему расходов бюджета);
- предельной величины государственного долга и т.п.
К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов экстракласса.
Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.
Бюджетное прогнозирование сводится к расчету вероятных доходов бюджета (применительно к соответствующему уровню бюджетной системы: государственному, местному), определению объемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях.
Если прогнозные расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, – для основных параметров и структуры соответствующего бюджета.
В ходе прогнозирования бюджетных доходов решаются следующие задачи:
- рассчитывается объем финансовых ресурсов по стране;
- определяются уровень и размер их возможной централизации в распоряжение государства и местного самоуправления;
- выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджет;
- исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.;
- определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.
При разработке прогнозов бюджетных расходов сначала определяют:
- основные показатели развития отраслей экономики, регионов и муниципальных образований;
- направления развития государственных и муниципальных секторов экономики;
- направления проведения структурных преобразований с учетом возможностей бюджета.
Затем на их основе устанавливают:
- перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджетных средств;
- предельные объемы бюджетного финансирования целевых программ;
- распределение объемов финансирования по получателям бюджетных средств в соответствии с функциональными и экономическими классификациями расходов.
При прогнозировании межбюджетных отношений устанавливают:
- основные принципы разграничения полномочий в области бюджетных доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
- размеры и формы оказания финансовой помощи бюджетам нижестоящих уровней.
Важным направлением бюджетного прогнозирования являются анализ финансово-бюджетного законодательства и установление необходимости его совершенствования. Выявление этого факта влечет за собой разработку предложений по поэтапному введению новых нормативно-правовых актов и корректировке (частичному изменению), приостановлению или отмене действующих, направленных на своевременную и полную мобилизацию прогнозируемых доходов, обеспечение бюджетных расходов необходимыми ресурсами, целевое и эффективное использование бюджетных средств, укрепление бюджетной дисциплины.