Что такое бизнес-план?
Бизнес-план (business plan) — это основной документ разрабатываемый и предоставляемый инвестору по реальному инвестиционному проекту, в котором в краткой форме в общепринятой последовательности разделов излагаются главные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.
Бизнес-план — это письменный документ, который подробно описывает то как бизнес (обычно новый) будет достигать своих целей. Бизнес-план представляет собой письменный план с точки зрения маркетинга, финансов и операционной деятельности.
Сущность бизнес-планов
Важность бизнес-планов заключается в том, что они позволяют компаниям определить свои цели и привлечь инвестиции. Также они позволяют компаниям идти в ногу со временем.
Бизнес-планы особенно важны для новых компаний, тем не менее они должны быть у каждой компании. В идеале компания должна периодически пересматривать план, чтобы оценить были ли достигнуты цели, или они изменились и модифицировались. Иногда новый бизнес-план разрабатывается для устоявшегося бизнеса, который движется в новом направлении.
Бизнес-план отражает тактические и стратегические цели фирмы, затраты ресурсов, финансовый прогноз, объемы продаж, оценку рисков и др.
Бизнес-план разрабатывается, как правило, при создании нового предприятия, его структурного подразделения, освоении принципиально новой продукции, а также при кардинальном изменении стратегии действующего предприятия. Целью его разработки и представления является мобилизация инвестиционных ресурсов или получение инвестиционного кредита, поэтому бизнес-план должен убедить инвестора в эффективности намечаемых инвестиций. Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит стандартизированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Отклонения от этой общепринятой структуры вызываются лишь отраслевыми особенностями и масштабами проекта.
Элементы бизнес-плана
Разработка бизнес-плана представляет собой основную фазу прединвестиционных исследований. В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (UNIDO) (Организации Объединенных наций по промышленному развитию) бизнес-план должен содержать следующие основные разделы:
- Краткая характеристика проекта (или его резюме). В этом разделе содержатся выводы по основным аспектам разработанного проекта после рассмотрения альтернативных вариантов, когда концепция проекта, ее обоснование и формы реализации уже определены. Ознакомившись с этим разделом, инвестор должен сделать вывод о том, отвечает ли проект направленности его инвестиционной деятельности и инвестиционной стратегии, соответствует ли он потенциалу его инвестиционных ресурсов, устраивает ли его проект по периоду реализации и срокам возврата вложенного капитала и т.п.
- Предпосылки и основная идея проекта. В этом разделе перечисляются наиболее важные параметры проекта, которые служат определяющими показателями для его реализации, рассматриваются регион и конкретное месторасположение проекта в увязке с рыночной и ресурсной средой, приводится график реализации проекта и характеризуется его инициатор.
- Анализ рынка и концепция маркетинга. В нем излагаются результаты маркетинговых исследований, обосновывается концепция маркетинга и разрабатывается проект его бюджета.
- Сырье и поставки. Этот раздел содержит классификацию используемых сырья и материалов, объем потребности в них, характеристику наличия основного сырья в регионе и обеспеченность им, программу поставок сырья и материалов и связанные с ним затраты.
- Месторасположение, строительный участок и окружающая среда. В этом разделе подробно описывается месторасположение проекта, характер естественной окружающей среды и степень воздействия на нее при реализации проекта, социально-экономические условия в регионе и инвестиционный климат, состояние производственной и коммерческой инфраструктуры, выбор строительного участка с учетом рассмотренных альтернатив, оценка затрат по освоению строительного участка.
- Проектирование и технология. Этот раздел должен содержать производственную программу и характеристику производственной мощности предприятия; выбор технологии и предложения по ее приобретению или передаче; подробную планировку предприятия и основные проектно-конструкторские работы; перечень необходимых машин и оборудования и требования к их техническому обслуживанию, оценку связанных с этим инвестиционных затрат.
- Организация и технология управления. В этом разделе приводится организационная схема и система управления предприятием, обосновывается конкретная организационная структура управления по сферам деятельности и центрам ответственности, рассматривается подробная смета накладных расходов, связанных с организацией управления.
- Трудовые ресурсы. Этот раздел содержит требования к категориям и функциям персонала, возможности его формирования в рамках региона, организацию набора, план обучения работников и оценку связанных с этим затрат.
- Планирование реализации проекта. В этом разделе обосновываются стадии осуществления проекта, приводится график его реализации, разрабатывается бюджет реализации проекта.
- Финансовый план и оценка эффективности инвестиций. Этот раздел содержит финансовый анализ и основные виды финансовых планов, совокупный объем инвестиционных затрат, методы и результаты оценки эффективности инвестиций, оценку инвестиционных рисков.
Разработка бизнес-планов может быть осуществлена с помощью специальных компьютерных программ — COMFAR, PROJECT EXPERT и других.
Классификация бизнес-планов
В зависимости от целей использования
В зависимости от целей использования выделяют две основные категории бизнес-планов:
- Для внешнего использования. Такие бизнес-планы применяются как обоснование для привлечения необходимых финансовых средств, поиска инвесторов и партнеров, а именно:
- Бизнес-план для привлечения инвесторов.
- Бизнес-план для получения кредита.
- Бизнес-план для продажи действующего бизнеса.
- Для внутреннего использования — используются постоянно в качестве инструмента управления. Можно выделить три вида бизнес-планов, которые важны в формальном процессе планирования, как функции управления бизнесом:
- Управленческие бизнес-планы — применяются для управления текущей деятельностью и развитием предприятия.
- Бизнес-планы проектов — направлены на планирование и управление проектами, реализуемых в рамках конкретного предприятия.
- Разовые (целевые) бизнес-планы — направлены на принятие отдельных крупных решений, связанных с управлением бизнесом.
По объекту планирования
По объекту планирования в бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:
- инвестиционного проекта;
- компании в целом;
- группы компаний;
- бизнес-единицы (направления бизнеса).
По направленности
По направленности выделяют следующие виды бизнес-планов:
- направленные на создание компании, нового продукта, инновационной технологии. Такие виды бизнес-планов помогают изучить перспективные рынки сбыта продукции, просчитать объем ее реализации, оценить затраты на производство и т.д.;
- направленные на финансовое оздоровление или развитие компании. Такие бизнес-планы позволяют уже существующему предприятию выявить его слабые стороны и устранить причины нерентабельности, малой прибыли, малых объемов реализации и т.д.