Бизнес-архитектура

Бизнес-архитектура (Business Architecture) — системный документ, который разрабатывается на основе миссии, стратегии и долгосрочных бизнес-целей развития банка и определяет необходимую организационную структуру, структуру каналов продаж и функциональную модель банка, а также документы, используемые в процессе разработки и реализации продуктов и описании бизнес-процессов.

Бизнес-архитектура включает:

  1. предлагаемые и запланированные к реализации продукты и услуги, формализованные в виде единого реестра продуктов и услуг, содержит также клиентскую сегментацию, тарифы и владельцев продуктов;
  2. каналы продаж продуктов и услуг, построенных на базе как структурных, так и территориальных подразделений банка с учетом современных информационных технологий;
  3. функции и процессы реализации внешних и внутренних продуктов и услуг, образующих «деревья» бизнес-функций и бизнес-процессов;
  4. финансовые и распорядительные документы, формализованные в виде единого реестра документов банка;
  5. характеристику документопотоков в соответствии с внутренними и внешними нормативными актами;
  6. организационную структуру банка, включая подразделения, комитеты, рабочие группы, положения, должностные инструкции и другие документы, регламентирующие распределение полномочий, ответственность и взаимоотношения между структурными подразделениями, руководителями и сотрудниками банка.

В бизнес-архитектуре банка выделяют фронт-офис, мидл-офис, бэк-офис и систему учета. В системной архитектуре дополнительно выделяют информационное хранилище (DWH) и отчетность банка.

Система управления предназначена для управления определенным видом деятельности (либо объектами) в банке и включает в себя совокупность необходимых средств и компонентов. Поскольку для разных видов деятельности (объектов) эта совокупность средств и компонентов мало отличается, можно выделить типовой состав (компоненты) системы управления:

  1. Цели и задачи системы. Каждая система управления должна быть целенаправленной, т.е. иметь определенные цели и задачи.
  2. Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы. Суть системы управления, ее устройство, детальное содержание, особенности и применение описывается в виде бизнес-моделей и текстовых регламентов. При разработке основных содержательных элементов системы необходимо применять системный подход, т.е. данные элементы должны быть взаимосвязанными, охватывать основные аспекты и области системы, учитывать различные факторы, варианты и взаимовлияние.
  3. Бизнес-процессы и функции системы. Функционирование системы управления и ее связи с другими системами по входам-выходам описываются в виде бизнес-процессов, которые на нижнем уровне детализуются на функции (элементарные действия). Необходимость описания бизнес-процессов диктуется процессным подходом, как одним из основных принципов построения систем управления.
    По каждой системе управления формируется дерево (иерархических список) задействованных в ней бизнес-процессов.
  4. Структурные звенья системы. Для работы системы управления необходимы структурные звенья (подразделения и персонал банка), которые закрепляются за конкретными бизнес-процессами и задачами в рамках системы. По каждой системе управления указывается список задействованных в ней подразделений банка.
    Иерархия структурных подразделений в банке зависит от его размеров и особенностей. Наиболее общая цепочка выглядит так: Блок, Департамент, Управление, Отдел/Служба.
  5. Автоматизация системы. Эффективность, стабильность и качество работы системы управления обеспечивается в том числе за счет ее автоматизации. Для этого необходимы специализированные программные продукты, ИТ-функции и модули которых, закрепляются за конкретными элементам и процессами системы.
  6. Финансы системы. Для успешного функционирования любой системы управления необходимы ресурсы, прежде всего финансовые. По данной компоненте необходимо разработать финансовые модели и регламенты системы. Прежде всего, это касается бюджетирования, например стратегическое бюджетирование, процессное бюджетирование, мотивация персонала и т.д.

(См. Стратегический менеджмент, Стратегия).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 18 =