Базельские соглашения о капитале (Basel Capital Accords). Одним из первых документов Базельского комитета, который заложил основы международной гармонизации банковского регулирования и надзора, стало принятое в 1988 г. Соглашение о капитале (Capital Accord) или просто Базельское соглашение (Basel Accord). Полное название этого документа — «Международное приближение расчета капитала и стандартов капитала» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards). Позже этот документ получил название Базель I.
В редакции 1988 г. Базель I содержал три основных компонента:
- капитал банка состоит из основного и дополнительного;
- банки должны поддерживать капитал для покрытия кредитного риска, который оценивался с помощью весовых коэффициентов риска;
- в любое время соотношение между капиталом банка и его активами, определенными с учетом коэффициента кредитного риска, не должно быть менее 8%.
Принятие Базеля I стало важным событием для банковского сообщества всего мира. Национальные органы банковского регулирования и надзора получили первый международный стандарт банковской деятельности. И хотя сначала Соглашение о капитале было обязательным только для стран-членов Базельского комитета, позже этот стандарт начали использовать почти все страны мира.
Однако в связи с усложнением банковской деятельности, глобализацией финансовых рынков, появлением новых банковских продуктов и технологий возникла необходимость в совершенствовании соглашений о капитале и принятии более совершенных стандартов банковской деятельности, получивших название Базель II.
Задачей регулирующих и надзорных органов является максимальное уменьшение рисков путем установления соответствующих унифицированных правил и соблюдения жесткого контроля по их выполнению.
Сближение требований различных стран по достаточности капитала стало возможным благодаря разработке Базельским комитетом документов, направленных на координацию и унификацию деятельности национальных надзорных органов с целью раннего выявления и предупреждения нестабильности банковских систем.
Рекомендации Базельского комитета 1988 г. по регулированию достаточности капитала банков: «Международное приближения расчета капитала и стандартов капитала» (Базель I) базировался на трех основных положениях:
- капитал банка состоит из основного и дополнительного;
- основным критерием достаточности капитала банка для обеспечения надежной защиты от финансовых рисков является соотношение капитала банка с его активами, взвешенными на фактор риска. За основу расчета величины активов, взвешенных на риск, был взят кредитный риск, то есть риск невыполнения обязательств контрагентом банка. Согласно такому подходу все активы банка классифицируются и зачисляются к определенной категории, а затем взвешиваются на фактор риска согласно установленной шкале коэффициентов;
- отношение капитала банка к активам, взвешенным на фактор риска, не должно быть менее 8%.
В 1996 г. с целью уточнения расчета достаточности капитала была принята поправка к Соглашению о капитале, согласно которой банки должны корректировать величину собственного капитала с учетом не только кредитных, но и рыночных рисков. Кроме того, эта поправка позволила выделить капитал третьего уровня — краткосрочный субординированный долг. Однако неудовлетворение указанным Соглашением, связанным, в частности, с использованием новых финансовых инструментов в сфере секьюритизации активов с целью регулятивного арбитража, было одним из толчков для дальнейшего развития Базеля I.
Дополняя существующие нормативные документы, в 2001 г. Базельский комитет разработал новые предложения по регулированию деятельности крупнейших банков, которые расширили их возможности по внедрению собственных систем оценки кредитного, рыночного и операционного рисков с целью более точного определения показателя достаточности капитала.
Вместе с тем практика использования Базеля I обнаружила некоторые его недостатки, к которым следует отнести:
- Недостаточное количество категорий риска (0%, 20%, 50%, 100%), что уменьшает точность расчетов.
- Неточность расчетов по сравнению с реальным уровнем риска отдельных операций и наличие возможностей для арбитража.
- Недостаточность видов обеспечения.
- При расчетах рисков недостаточно внимания уделено эффектам, связанным с портфелями определенных видов и групп активов.
- Практически полностью не были учтены риски, связанные с секьюритизацией активов и тому подобное.
Одним из недостатков Базеля I было то, что степень риска определялась в зависимости от принадлежности контрагента к определенной категории контрагентов, а не непосредственно от характера риска контрагента. И хотя позже в Базель I было внесено несколько коррективов, возникла необходимость в его существенной доработке. Поэтому в 1998 г. были начаты консультации по внесению изменений в Базель I, которые привели к принятию 26 июня 2004 г. Нового Соглашения о достаточности капитала под названием Базель II, исправленная и дополненная версия которого была опубликована в ноябре 2005 г. При этом следует отметить, что принятые документы не являются принципиально новыми, а лишь совершенствуют и творчески развивают ранее провозглашенные принципы и подходы.
Принципиальным моментом Нового Соглашения является передача инициативы банкам, что связано с существованием развитых внутрибанковских систем контроля над рисками, способными точно определять риски каждого банка. Внутренние системы оценки рискованности активов в конкретном банке, как правило, более точные, чем система, опирающаяся на обобщенный подход надзорных органов. Такие изменения свидетельствуют о принципиальном смещении акцентов в приоритетах мировой практики банковского надзора, когда вместо надзора, предусматривающего введение новых нормативов, которые трудно внедрить и проконтролировать на практике, банкам предложено предоставить больше самостоятельности в оценке рисков. Внедренные изменения направлены на уменьшение чрезмерного регулирования, усиление самоорганизации и самоконтроля в банках, а их реализация может быть результативной только при условии высокого уровня дисциплины банковских учреждений.
Основные положения «Международной конвергенции расчета собственного капитала и требований к собственному капиталу: доработанного рамочного соглашения» направляют органы надзора на оценку достаточности капитала с позиции индивидуального подхода к банку с учетом специфики рисков, исключая единый подход.
В этом документе отражена концепция стабильного функционирования банковской системы на основе процессов взаимодействия органов надзора, высокопрофессионального управления банками и рыночной дисциплины, главную роль в которых играет оценка рисков банковской деятельности.
Основными целями Базель II являются:
- устранение недостатков Базеля I и уменьшение возможности субъективных случайных суждений и трактовок;
- обеспечение большей чувствительности к рискам, лучшее соотнесение капитала и основных рисков, в частности кредитного;
- стимулирование совершенствования управления рисками в банках;
- обеспечение необходимого уровня капитализации банковской системы.
Принципиальное отличие Базель II заключается в новых подходах к оценке кредитных рисков, расчетах капитала с учетом операционных рисков, использовании банками собственных рейтинговых систем, позволяющих классифицировать клиентов по степени надежности. Кроме того, Базель II предусматривает новые подходы к обеспечению прозрачности банковской деятельности, а также уточняет объем информации, которую кредитные организации должны предоставлять рынку.
Главной целью введения в 2004 г. Новых соглашений о достаточности капитала (Базель II) являются:
- создание равных конкурентных условий для операций кредитных институтов на международных рынках;
- обеспечение соответствия объема собственного капитала банков всей совокупности рисков, сопровождающих их деятельность;
- универсализация возможности применения коэффициента адекватности капитала, который должен применяться на консолидированной основе как к холдинговым финансовым группам с доминирующим банковским направлением деятельности, так и к большим транснациональным банкам. Его принципы должны применяться ко всем банковским учреждениям, независимо от их размера, степени диверсификации деятельности и происхождения;
- осуществление внешнего и внутреннего контроля над рисками, а также возможность использования количественных и качественных нормативов управления ими;
- создание эффективного механизма пруденциального надзора за банками.
Требования Базеля II четко структурированы по трем составляющим — Опорам:
Первая Опора касается минимальных требований к собственному капиталу банка с учетом кредитного, операционного и рыночного риска. Она предусматривает:
- использование подходов, более чувствительных к рискам;
- предоставление банкам права выбирать собственные подходы (после утверждения органом надзора);
- большее признание необходимости снижения кредитных рисков;
- новые требования к капиталу под операционный риск.
Вторая Опора характеризует углубление надзорных процессов по капиталу и усиление контроля над деятельностью банка со стороны органов надзора. Она предусматривает, что:
- оценка рисков является сферой ответственности банков;
- органы надзора проверяют расчеты и стратегию банка;
- банки должны иметь больше капитала, чем установленный минимальный уровень;
- органы надзора могут потребовать дополнительного начисления капитала.
Третья Опора характеризует процесс соблюдения рыночной дисциплины. Ее составляющими являются:
- требования к раскрытию информации;
- раскрытие банками информации и методологии;
- банки, использующие более прогрессивные методы, должны раскрывать больше информации.
Использование требований Опоры 1 позволяет установить минимальные требования к капиталу и определить отслеживает ли руководство банка показатели обеспеченности собственным капиталом. Органы надзора ожидают, что банки постоянно будут поддерживать уровень собственного капитала выше минимально необходимого. В отдельных случаях с целью предотвращения ситуации недостаточной обеспеченности банка капиталом регулирующий орган может установить особые более высокие нормы как для всей банковской системы, так и для отдельных категорий банков в зависимости от рисков, присущих их деятельности.
Согласно Опоры 1 минимальное значение показателя достаточности капитала банка, который еще называют нормативом адекватности капитала, рассчитанное как отношение капитала банка к его активам с учетом риска, осталось неизменным на уровне 8%.
Расчет кредитного риска по Базель II предусматривает два альтернативных подхода: стандартизированный подход и подход внутренних рейтингов.
Стандартизированный подход разделяют на упрощенный и общий. За основу стандартизированного подхода к оценке кредитного риска взято разделение активов банка на группы (при упрощенном — на 11 категорий активов, при общем — на 13 категорий) и установление для каждой группы коэффициента кредитного риска от 0 до 150%.
При общем стандартизированном подходе установлено несколько альтернативных коэффициентов риска для отдельных категорий активов, который выбирает орган надзора данной страны для всех банков или определяет в зависимости от внешнего кредитного рейтинга, то есть рейтинга, определенного независимым рейтинговым агентством. Преимуществами такого подхода является простота его применения и направленность на сотрудничество с надежными клиентами. К недостаткам относятся трудности, связанные с определением рейтингов независимыми агентствами, поскольку это требует наличия достаточного количества рейтинговых агентств, обнародование информации о финансовом состоянии контрагентов, а также дополнительных расходов на оплату услуг рейтинговых агентств.
При упрощенном стандартизированном подходе внешние рейтинги применяются только в отношении требований к государствам и банкам, которые определяются агентствами экспортного финансирования, функционирующих в большинстве стран. Для других контрагентов значения коэффициентов рисков соответствуют рейтингу страны.
Оценка кредитного риска на основе подхода внутренних рейтингов предусматривает разделение активов на 5 классов, выделение ожидаемых и неожиданных убытков и компонентов риска (вероятность дефолта, убытки в случае дефолта, экспозиция при дефолте, эффективный срок).
Фундаментальный подход внутренних рейтингов предполагает определение банком вероятности дефолта на основе собственных статистических наблюдений за шесть лет и параметров, доведенных органами надзора.
При углубленном подходе внутренних рейтингов значения всех компонентов риска определяются банком самостоятельно, но к банку предъявляются жесткие требования по организации его риск-менеджмента. При применении углубленного подхода внутренних рейтингов банк самостоятельно выполняет для себя функции рейтингового агентства.
Оценка рыночного риска осуществляется на основе документа: «Поправки на учет рыночных рисков», принятого Базельским комитетом в 1996 г. и дополненного в 2005 г.
Рыночный риск включает следующие компоненты:
- процентный риск торговой книги;
- долевой риск торговой книги;
- валютный риск;
- товарный риск.
Составляющие рыночного риска, предложенные Базельским комитетом, отличаются от классификации в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности, согласно которым рыночный риск состоит из валютного, процентного и ценового рисков. В связи с этим при внедрении рекомендаций Базеля II в отечественную банковскую практику относительно необходимого уровня капитала на покрытие рыночного риска может возникнуть проблема несоответствия классификации такого риска.
Процентный риск торговой книги разделяют на специальный и общий. Специальный риск оценивается путем разделения ценных бумаг на три группы: государственные; допущенные и другие.
Оценка специального процентного риска осуществляется путем учета рыночной стоимости ценных бумаг и коэффициента риска, соответствующего данной группе ценных бумаг и оценка общего процентного риска, за основу которого взят риск изменения рыночных ставок процента по всей торговой книге, является достаточно сложным.
Паевой риск включает риск снижения стоимости ценных бумаг отдельного эмитента и риск снижения рыночной стоимости портфеля ценных бумаг в целом. Методика оценки долевого риска не содержит альтернативных подходов и заключается в суммировании общего и специального рисков.
Товарный риск связан с биржевыми операциями с товарными инструментами, где базовым активом являются определенные товары. В отечественной банковской практике товарный риск не регулируется, что обусловлено незначительными объемами таких операций.
Валютный риск обусловлен возможностью изменения текущего валютного курса национальной денежной единицы и регулируется нормативными документами Национального банка.
Базель II предусматривает следующие подходы к оценке операционного риска:
- подход базового индикатора, который является самым простым и может применяться любым банком. Требование к капиталу рассчитывается как произведение среднего валового дохода за три года на альфа-коэффициент, установленный на уровне 15%;
- стандартизированный подход, который могут применять банки по разрешению органа банковского надзора. При этом за основу оценки взято разделение всей операционной деятельности банка на восемь бизнес-линий, для каждой из которых установлены коэффициенты от 12% до 18% . Виды бизнес-линий и коэффициенты определяются Базельским комитетом;
- подход углубленного оценивания, который отличается от стандартизированного подхода тем, что банк имеет возможность самостоятельно устанавливать значения коэффициентов для соответствующих бизнес-линий.
Введение даже упрощенных подходов к оценке рисков, предложенных Базельским комитетом, требует длительной и кропотливой подготовки как со стороны Национального банка, так и со стороны банковских учреждений.
Опора 2 предусматривает порядок осуществления надзора за процессом оценки рисков, а также уровень вмешательства надзорных органов с целью устранения проблем. Контроль со стороны органов надзора, изложенный в «Международной конвергенции расчета собственного капитала и требований к собственному капиталу», имеет целью не только обеспечение необходимого уровня достаточности капитала банка, но и содействие банкам в разработке и использовании эффективных методов управления рисками. Определяющая роль в процессе оценки капитала отводится системам внутреннего контроля банка.
Кроме того, Опора 2 включает положения о международной координации между органами надзора в системе «страна происхождения — страна пребывания». Согласно условиям Базеля II регулирующий орган страны происхождения отвечает за надзор за банковской группой на консолидированной основе и координирует свою работу с органами надзора страны пребывания. На практике это вызвало беспокойство отдельных стран, в банковской системе которых высокий удельный вес принадлежит дочерним учреждениям иностранных банков.
Эффективный контроль предусматривает также использование независимой проверки внутренних и внешних аудиторов. В Базеле II сформулированы четыре основных принципа надзора:
- строгий процесс оценки достаточности капитала;
- органы надзора контролируют и предоставляют оценку банка относительно его внутренних возможностей оценивать достаточность капитала;
- надзорные органы могут устанавливать дополнительные требования к капиталу банков;
- надзорные органы должны своевременно вмешиваться в деятельность банка.
Согласно первому принципу банки должны иметь собственные методы оценки достаточности капитала, которые учитывают специфику присущих им рисков и стратегию поддержания уровня собственного капитала.
Согласно второму принципу органы надзора контролируют и дают оценку банка относительно его внутренних возможностей оценивать достаточность капитала и придерживаться установленных норм. В случае выявления недостатков органы надзора должны принимать необходимые меры.
Третий принцип утверждает, что надзорные органы могут устанавливать дополнительные требования к капиталу банков, поскольку при его расчетах учтены кредитный, рыночный и операционный риски и не предусмотрены чрезвычайные происшествия.
Четвертый (основной) принцип заключается в том, что надзорные органы должны своевременно вмешиваться в деятельность банка, чтобы не допустить снижения достаточности капитала ниже установленного уровня и требовать от банка осуществления мер по обеспечению достаточного уровня капитала.
Целью вмешательства органов надзора является скорейшее выявление потенциальной возможности ухудшения позиций капитала банка для ограничения угроз вкладчикам и финансовой системе.
Возможные меры воздействия со стороны органов надзора определяются по результатам индивидуального анализа и проверок и четко регламентированы законодательством. Это могут быть: усиленный мониторинг банка, требование усовершенствовать внутреннюю программу оценки капитала, предоставить план восстановления капитала, ограничения по ведению банковской деятельности, слияния и поглощения, ограничения дивидендных выплат и тому подобное.
Требования Опоры 3 направлены на обеспечение доступности информации по адекватности капитала для широкого круга клиентов с целью достижения определенного уровня доверия к банковскому учреждению. Соблюдение рыночной дисциплины предусматривает публичное раскрытие широкого перечня информации, а также установление качественных и количественных требований к ней. Банки должны публиковать четкую количественную и качественную информацию о рисках, капитале, принципах и процедурах управления риском.
Общие требования к раскрытию качественной информации предусматривают, что для каждой зоны риска нужно описать цели и политику управления риском, включая: стратегии и процессы; структуру и организацию соответствующей службы управления риском; объем и суть систем отчетности о риске или количественную оценку риска; суть политики хеджирования или снижения уровня риска, а также стратегии и процессы, направленные на мониторинг сохранения эффективности средств хеджирования или снижения риска.
При этом основными направлениями раскрытия рыночной информации являются:
- структура и уровень адекватности собственного капитала;
- требования к капиталу банка по основным видам рисков;
- политика банка по управлению отдельными видами рисков и рисками кредитного и торгового портфелей;
- детальная информация о структуре кредитного портфеля банка;
- информация об объемах сомнительных и просроченных кредитов;
- информация по оценке обеспечения;
- нереализованные убытки и доход от инвестиционного портфеля;
- результаты стресс-тестирования торгового портфеля;
- описание систем внутренних рейтингов и процедур по каждому портфелю.
На основе Базель II в Европейском Союзе принято Директиву 2006/48/ЕС и 2006/49/ЕС, действие которых распространяется на все европейские кредитные учреждения и инвестиционные компании. Под действие этих директив также попадают все крупные финансовые компании стран, не входящих в еврозону, но осуществляющие на ее территории банковскую деятельность, операции с ценными бумагами и инвестиционное управление.
(См. Базель II, Базель III, Базельский комитет по банковскому надзору, Банковский надзор).