Банковский менеджмент

Банковский менеджмент – система управления кредитной организацией как коммерческим предприятием. Банк аккумулирует сбережения юридических и физических лиц, поэтому, помимо задачи получения прибыли, не меньшее значение имеет обеспечение сохранности средств кредиторов.

Банковский менеджмент — научная система управления в условиях рыночной экономики банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Банковский менеджмент определяет целевые установки в деятельности банка и создает механизм их реализации; характеризует качество управления банком, т.е. эффективность организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Банковский менеджмент – важный фактор надежности банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.

В банковском менеджменте принято выделять четыре составляющие.

Во-первых, планирование, которое позволяет заглянуть в будущее кредитной организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Результатом банковского планирования должно стать создание общего бизнес-плана и отдельных оперативных планов по различным направлениям деятельности (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая политика и т.д.).

Во-вторых, анализ, направленный на оценку деятельности банка. Сравнение достигнутых результатов в целом и по отдельным направлениям с планами и прогнозами.

В-третьих, регулирование, которое включает совершенствование организационной структуры банка, подготовку новых и доработку действующих инструкций, снижение объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка и всей кредитной организации в целом. В рамках регулирования происходит корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, определяются меры по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

В-четвертых, контроль, состоящий из внешнего, осуществляемого Центральным банком, и внутреннего, направленного на проверку соблюдения внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

Основные направления менеджмента банка:

  • разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным видам деятельности кредитной организации: депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т.д.;
  • маркетинг банковских продуктов и услуг;
  • управление активами и пассивами банка;
  • управление ликвидностью;
  • управление доходностью;
  • управление собственным капиталом;
  • управление кредитным портфелем;
  • управление банковскими рисками.

Основные принципы банковского менеджмента:

  • разработка ясной и четкой стратегии банка и свобода поиска в ее границах;
  • создание системы сбора специализированной информации, внешних связей, обмена персоналом как внутри банка, так и между банками, активный поиск новых идей;
  • создание системы оценки и реализации новых идей;
  • интеграция личных интересов и целей исследований и др.

Содержанием банковского менеджмента являются:

  • определение целей и задач банка;
  • выявление наиболее эффективных способов достижения этих целей;
  • обучение и подготовка кадров;
  • воплощение на практике управленческих решений;
  • анализ полученных результатов;
  • корректировка ранее принятых решений, их оптимизация.

Органической характеристикой банковского менеджмента является необходимость решения задачи приспособления к изменяющимся условиям рыночной среды, выражающимся в колебаниях спроса на услуги банка, усилении конкурентной борьбы, удорожании оборудования. Это требует инициативы работников, повышения их компетентности. В свою очередь, данное обстоятельство определяет еще одну характеристику современного менеджмента: децентрализацию управления в границах фирмы. Наибольшая ответственность концентрируется на нижних уровнях управления, в первую очередь, на рабочих местах. Стимулируя инициативу, руководство фирмы предусматривает широкое поощрение творчества и изобретательства и минимальные санкции в случае неудач.

Широкое развитие получила система коллективного, группового поиска путем максимизации общих результатов работы фирмы. Творческая активность персонала и ее всемерное стимулирование – одно из центральных звеньев в системе современного менеджмента. Важными слагаемыми менеджмента кредитной организации выступают также достижения в области дизайна, маркетинга, производительности труда, нововведений, в качестве «послепродажного» обслуживания.

Банковский менеджмент – многогранная наука, в которой единых методов для всей кредитной системы не существует. Каждый банк вырабатывает собственную систему менеджмента, периодически пересматривает ее, приводит в соответствие с условиями на конкурентном рынке банковских услуг, а также корректирует в связи с изменениями законодательства.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =