Банковский маркетинг

Банковский маркетинг (bank marketing) – рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту банковских продуктов (услуг).

Банковский маркетинг – определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Впервые концепция банковского маркетинга разработана в США в 50-е гг. В Европе к необходимости использования маркетинга в банках пришли несколько позднее (в 60-е гг.).

Определяя концепцию банковского маркетинга, современные банкиры отмечают, что приемы маркетинга заключаются в использовании уже известных людям знаний (информации политико-экономического характера, статистики, психологии, социологии и прочих).

Маркетинг представляет собой совокупность определенного типа мышления и техники обслуживания. Факторы, обусловившие появление и развитие банковского маркетинга:

  • либерализация и универсализация банковской деятельности, глобализация рынков;
  • появление финансово-кредитных институтов небанковского типа, выполняющих банковские операции (эти организации предлагают банковские услуги, ведут инновационную деятельность, осваивают банковскую стратегию, конкурируют с банками);
  • изменения в технологии банковского дела;
  • повышение значимости качества банковского обслуживания клиентов.

Особенности банковского маркетинга обусловлены тем, что:

  • операции и услуги банка носят специфический нематериальный, абстрактный характер;
  • продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
  • проведение банковских операций регламентируется в законодательном порядке;
  • автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;
  • система сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.

Интегрированный банковский маркетинг включает: внешний маркетинг, направленный на клиента, и внутренний маркетинг, ориентированный на совершенствование работы служб и подразделений банка, включая его председателя.

Маркетинговый образ мышления должен быть присущ работникам банка на всех уровнях его организационной структуры. По мере распространения маркетингового подхода к работе банков были выработаны определенные целевые установки, которые стали необходимым атрибутом деятельности любого банка: удовлетворить клиента путем дифференциации услуг при заинтересованности работников банка в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

Существуют отдельные факторы, препятствующие развитию банковского маркетинга. Среди них:

  • географическая/территориальная удаленность правления банка от его филиалов;
  • риск банка (в частности, противоречие между необходимостью поддержания ликвидности и прибыльностью банка);
  • технический подход к пониманию банковской деятельности (работа только по инструкции с учетом лишь потребностей банка, но не клиента).

Эти главные ограничения в проведении банковского маркетинга нередко приводят к тому, что банковский работник может игнорировать потребности клиента и рынка. Важно, чтобы престиж маркетингового отдела в банке был высок (как и его бюджет, который должен быть достаточен для проведения маркетинговых исследований и планирования маркетинговой деятельности).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + один =