Банковская система

Банковская система (Banking System) — совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, которые действуют в той или иной стране в определенный исторический период; составляющая кредитной системы. Возникает банковская система не вследствие механического объединения отдельных банков, а базируется на заранее выработанной концепции, в рамках которой отводится определенное место каждому виду банков и каждому отдельному банку.

Банковская система является динамической системой «закрытого» типа, в которой банки могут успешно функционировать благодаря взаимодействию между собой и с субъектами банковской инфраструктуры (платежные системы, клиринговые механизмы, стандарты учета и отчетности и т.д.). Более детально см. Банковская система: сущность, структура, функции.

Банковская система Украины, как и большинство банковских систем мира, создана и функционирует по двухуровневому принципу. На первом уровне находится Национальный банк Украины, который выполняет эмиссионную функцию и осуществляет регулирование, надзор и контроль над деятельностью банков, которые относятся ко второму уровню и выполняют все виды банковских операций по обслуживанию предприятий, учреждений, организаций и населения. Ко второму уровню банковской системы относят уполномоченные банки, которые разделяют на универсальные и специализированные (сберегательные, ипотечные, инвестиционные).

До недавнего времени в Украине вся банковская система была государственной. К 1987 г. банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР и систему Гострудсберкасс. Начиная с 1991 г., происходит разгосударствление банковской системы. Однако реорганизация банковской системы началась еще в 1987 г., потому что децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли и места банковской системы в механизме управления экономикой, усиления влияния на развитие национальной экономики, преобразования кредита в реальный экономический рычаг.

На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков: Промышленно-строительный банк СССР, Агропромышленный банк СССР, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР, Внешэкономбанк СССР. Функции по кредитованию и расчетов, которые ранее выполнял Государственный банк, были переданы специализированным банкам, а эмиссионная деятельность была отделена от кредитования. На Государственный банк СССР возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой для всех банков государственной кредитной политики, а отраслевые банки специализировались на обслуживании народнохозяйственного комплекса.

Благодаря специализации банков в определенной степени произошло: усиление их связи с клиентами, усиление влияния денежно-кредитных отношений на производство; улучшение структуры кредитных вложений. Однако этого удалось достичь только благодаря использованию административных методов управления кредитом и денежным оборотом, которые в тот период практически уже исчерпали себя. Эффективная система экономического регулирования денежного обращения в процессе реорганизации банков не была создана, что увеличило товарно-денежную несбалансированность экономики. Реорганизация была проведена «сверху» административными методами. «Закрепление» клиентуры за специальными банками в зависимости от отраслевой принадлежности обусловило неравномерное распределение пассивов между созданными банками. Не изменились принципиально кредитные отношения: сохранялся административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, а были только перераспределены сферы влияния банков по ведомственному признаку, что делало невозможной конкуренцию между ними.

Вследствие этого возникла объективная необходимость во втором этапе банковской реформы, который был направлен на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в сфере кредита. Этот этап начался после создания первых коммерческих банков. Нужно было создание нового механизма денежно-кредитных отношений, которые бы позволяли экономическими методами влиять на макроэкономические процессы общественного воспроизводства. С целью создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным условиям, был изменен статус Государственного банка. В 1991 г., с обретением Украиной независимости, был создан Национальный банк Украины на основе концепций, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. В этот период происходят глубинные изменения в характере кредитных отношений, производятся новые методы кредитования.

Начиная с 2 октября 1991 г., происходит перерегистрация банков в Украинской книге регистрации банков, а также вносятся изменения в состав учредителей банковских учреждений, а государственные банки «Проминвестбанк», «Украина» и «Укрсоцбанк» акционируются. С 1992 г. начинается процесс создания банков «новой волны» с привлечением частного капитала, а в 1996 г. в Украине начинают регистрироваться представительства иностранных банков и банки с иностранным капиталом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 13 =