Баланс предприятия

Баланс предприятия (balance sheet; B/S) — основной документ финансовой отчетности предприятия, фиксирующий на определенную дату состояние его имущества и используемых финансовых средств. Он содержит два основных раздела — «Актив» и «Пассив».

В составе актива баланса отражаются показатели следующих трех разделов:

  1. основные средства и другие внеоборотные активы;
  2. запасы и затраты;
  3. денежные средства, расчеты и другие активы.

Второй и третий разделы актива баланса позволяют получить представление об общей сумме оборотных активов, используемых предприятием.

В составе пассива отражаются показатели следующих трех разделов:

  1. источники собственных и приравненных к ним средств;
  2. долгосрочные пассивы;
  3. расчеты и другие пассивы.

Второй и третий разделы пассива баланса позволяют получить представление об общей сумме заемного капитала, используемого предприятием.

Между рассмотренными разделами существуют следующие формы балансовой связи:

А = СК + ЗК; ВА + ОА = К

где
А — совокупная сумма активов предприятия;
СК — сумма собственного капитала предприятия;
ЗК — сумма заемного капитала, используемого предприятием;
ΒΑ — сумма внеоборотных (долгосрочных) активов предприятия;
ОА — сумма оборотных (текущих) активов предприятия;
К — совокупная сумма капитала (финансовых средств), используемых предприятием.

Бухгалтерский баланс – это свод информации о стоимости имущества и обязательствах организации, представленный в табличной форме. Баланс предприятия – важнейшая форма бухгалтерской отчетности (форма №1), по которой можно судить о финансовом состоянии предприятия, о том, каким имуществом оно обладает и сколько имеет долгов. Бухгалтерский баланс содержит данные по состоянию на определенную дату (как правило, конец года или квартала).

Баланс предприятия представляет наибольший интерес для пользователей финансовой информации, поскольку именно он показывает зависимость предприятия от внешних и заемных источников финансирования, состояние отношений с поставщиками и покупателями, направления инвестиционной деятельности предприятия и источники ее финансирования. Данные баланса свидетельствуют о том, чем располагает предприятие, сколько оно задолжало поставщикам и кредиторам, каким является его собственный капитал.

Существует множество различных видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости от назначения, содержания и порядка составления.

По способу формирования:

  • Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
  • Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчетный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

По периодичности:

  • Вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве — источники его возникновения.
  • Заключительный баланс — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определенный период времени.
    • Годовой бухгалтерский баланс — заключительный баланс, который является завершением отчетного года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчетном году.
    • Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется за период более короткий, чем полный отчетный год, и обычно является сокращенной формой обычного отчета, хотя большинство стандартов не запрещают предоставлять промежуточный баланс в полном объеме.
  • Санируемые балансы составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства.
  • Ликвидационные балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращении деятельности как юридического лица.

По степени готовности:

  • Предварительный (провизорный) баланс — баланс предприятия, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества компании.
  • Заключительный баланс предприятия — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определенный период времени.

По уровню консолидации:

  • Единый бухгалтерский баланс  — отражает деятельность одной компании.
  • Консолидированный (сводный) баланс — сводный отчет о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.
  • Разделительный баланс — составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.

По признаку источника составления:

  • Инвентарные балансы составляются на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств.
  • Книжный баланс строится по данным книжных записей/бухгалтерского учета, без проведения инвентаризации.

По наличию регулирующих статей (способу очистки) разделяют понятия баланса-брутто и баланса-нетто. Они отличаются наличием регулирующих статей баланса. Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей — балансом-нетто.

По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных компаний, а также общественных организаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − пять =