Ассортимент

Ассортимент (фр. assortiment, англ. assortment) – набор продукции (товаров, услуг), изготавливаемой в производстве или находящейся в продаже, организованный по видам, наименованиям, назначению.

Совершенствование ассортимента товаров с учетом реальных возможностей предприятия (производственных, финансовых, материальных, людских ресурсов, системы сбыта продукции, квалификации персонала и т.д.) – важнейшая функция менеджмента. Ориентиром служат потребности рынка и требования покупателей к качественным показателям товаров и услуг. Компания при помощи маркетинговых исследований формирует ассортимент, приспособляя его к отдельным сегментам рынка. Тем самым определяется место, которое каждый товар занимает на рынке среди товаров-аналогов и товаров-конкурентов (так называемое позиционирование).

Структурой ассортимента называется состав однотипных видов изделий. Ширина ассортимента свидетельствует о количестве отраслей, в которых реализуется продукция. При разработке ассортимента учитывается спрос каждой группы потребителей. Полнота ассортимента отражает количество вариантов, в которых данное изделие предлагается потребителю.

По номенклатуре предлагаемых рынку товаров ассортимент разделяют на основной и дополнительный. Основной ассортимент составляет главную его часть. Дополнительный ассортимент увеличивает возможности предложения и обычно воспринимается покупателями как нетрадиционная услуга.

Для приспособления предприятия к условиям на рынке применяют: расширение ассортимента – включение в производство и реализацию дополнительных видов товаров и групп товаров (услуг); углубление (дифференциация) ассортимента – увеличение возможностей сбыта за счет индивидуальных, особых видов товаров, удовлетворяющих уникальные пожелания покупателей; ограничение ассортимента – отказ от его дифференциации и расширения; упорядочение ассортимента – концентрация усилий предприятия на производстве той его доли, которая в наибольшей степени востребуется рынком.

Формой конкурентной борьбы часто является диверсификация, что выражается в производстве и реализации большого числа модификаций одного и того же вида товара (услуги). Периодический пересмотр ассортимента – необходимое условие расширения сбыта и укрепления позиций бизнеса на рынке. При формировании ассортимента товаров особое значение имеет управление жизненным циклом изделий, определенного последовательностью различных стадий существования товара на рынке, ограниченных конкретными временными рамками (обычно выделяют разработку, внедрение, рост спроса, зрелость и спад реализации). Учет для каждого товара (услуги) фазы его жизненного цикла – обязательный инструмент совершенствования ассортимента товаров и услуг.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + двенадцать =