Активы нематериальные

Активы нематериальные (intangible assets) — группа активов предприятия, не имеющая вещественной формы, включающая объекты его интеллектуальной (в том числе промышленной) собственности.

К этой группе активов предприятия относят: гудвилл; приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами, программными продуктами, товарными знаками, патентами, ноу-хау и другими аналогичными видами имущественных ценностей, определенными соответствующим законодательством и отражаемыми в балансе предприятия.

В соответствии с Правилами (стандартами) бухгалтерского учета нематериальным активом является немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержится предприятием с целью использования на протяжении периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам. Многие объекты, которые отражаются на балансе предприятия, по своей природе нематериальны, но не все они относятся к нематериальным активам (например, дебиторская задолженность или расходы будущих периодов). В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Есть много различных типов и классов нематериальных активов, но наиболее часто в мировой практике их классифицируют по шести основным категориям:

  1. Нематериальные активы, связанные с рынком. Активы, которые в основном используются в маркетинге, при продвижении товаров и услуг. Например, торговые марки, фирменные имена, газетные заголовки, доменные имена.
  2. Нематериальные активы, связанные с заказчиком. Образуются в результате взаимодействия с партнерами. Например, список заказчиков (клиентов), невыполненных заказов.
  3. Нематериальные активы, связанные с искусством. Авторские права на литературные, музыкальные произведения, картины, фотографии, видео- и аудиовизуальные материалы.
  4. Нематериальные активы, связанные с договором (контрактом). Представляют стоимость прав, вытекающих из договора (контракта). Например, франшиза (специальный вид лицензирования, когда компания — владелец известной торговой марки предоставляет другой компании право размещать эту торговую марку на своей продукции, но при этом получает право контроля за качеством и вторыми характеристиками продукции компании-франчайзера), лицензии, разрешение на строительство, право на радиовещание.
  5. Нематериальные активы, связанные с техническими и прикладными науками инновацией и техническим прогрессом. Например, запатентованные технологии и секреты производства.
  6. Гудвилл. Его называют самым нематериальным из нематериальных активов из-за того, что он просто «впечатан» в предприятие. Гудвилл может быть продан только вместе с предприятием. Все нематериальные активы, которые трудно идентифицировать или оценить, относят к гудвиллу.

В соответствии с п. 5 П(С)БУ 8 бухгалтерский учет нематериальных активов ведется относительно каждого объекта по таким группам. Учет нематериальных активов осуществляется в разрезе следующих субсчетов:

  • «Права пользования природными ресурсами» — ведется учет наличия объектов права пользования ресурсами природной среды. K ним относятся: права пользования недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и другой информацией о природной среде.
  • «Права пользования имуществом» — ведется учет наличия прав пользования имуществом (право пользования земельным участком, право пользования зданием, право на аренду помещений и т.п.).
  • «Права на коммерческие обозначения» — ведется учет наличия прав на коммерческие обозначения (права на торговые марки (знаки для товaров и услуг), коммерческие (фирменные) наименования и т.п.).
  • «Правa на объекты промышленной собственности» — ведетcя учет наличия прав на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, породы животных, компоновки (топографии) интегральных микросхем, коммерческие тайны, в том числe ноу-хау, и т.п.).
  • «Авторское право и смежные с ним права» — ведется учет наличия авторского правa и смежных c ним прав (право на литературные, художественные, музыкальные произведения, компьютерные программы, компиляции данных (базы данных), исполнения, фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания и т.п.).
  • «Прочие нематериальные активы» — ведется учет других нематериальных активов, которыми владеет предприятие (права на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − десять =