Общие принципы аудита

Общие принципы аудита

Американский экономист Дж. К. Робертсон обращает внимание на то, что в профессиональной сфере существуют два этических аспекта — общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект). Маутц и Шараф так определяли общую и профессиональную этику: «Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии является не более, чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей. Общая теория этики является источником этических норм аудиторов».

Для урегулирования вопросов профессиональной этики аудиторов Международной федерацией бухгалтеров разработан и принят Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (аудиторов).

Основу методологии и организации аудита определяют его концепции и постулаты. Концепции устанавливают основные направления теории аудита и ее развития, совершенствования. Под постулатом аудита понимается определенное положение, предположение, утверждение, принимаемое без доказательств, пока не будет доказано обратное и используется для построения системы стандартов и норм (правил, инструкций и т.п.), регулирующих сферу аудиторской деятельности.

Любой Кодекс этики прежде всего определяет фундаментальные принципы профессионального поведения аудиторов, которые выражают основные догматы профессионального поведения. Если принципы определяют определенную цель и выражают общие идеалы, к которым должны стремиться аудиторы, то правила профессионального поведения устанавливают минимальный уровень приемлемого поведения. К правилам дополнительно могут разрабатываться дополнения, которые их конкретизируют или расширяют, а также этические стандарты. Аудиторы должны максимально соблюдать правила и этические стандарты, а в случае отклонения от них — аргументировать и объяснять свои действия и решения.

Общими принципами аудиторской этики являются:

  1. независимость;
  2. объективность;
  3. компетентность;
  4. конфиденциальность;
  5. честность;
  6. профессиональное поведение;
  7. профессиональные нормы и технические стандарты;
  8. надлежащая (разумная) тщательность.

Кроме фундаментальных принципов профессиональной этики аудиторов существуют общие принципы аудита, то есть правила оказания аудиторских услуг и выполнения аудиторских проверок, которые формируются на основе требований Международных стандартов аудита и Национальных нормативов аудита. В Национальных нормативах аудита № 2 «Основные требования к аудиту» указано, что основные требования, регулирующие аудиторскую деятельность, делятся на две основные группы: этические и методологические.

К основным методологическим принципам аудита относят следующие:

  1. оценка значимости и достоверности аудиторских доказательств;
  2. оценка надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  3. выбор методики и техники аудита, его методов и приемов;
  4. определение критериев существенности и достоверности;
  5. соблюдение методики оценки аудиторского риска;
  6. правила осуществления аудиторской выборки;
  7. применения критериев оценки аудитором финансовой отчетности;
  8. анализ информации, ее обобщение и формулирование выводов.

Основными принципами организации аудита являются:

  1. планирование;
  2. документирование;
  3. ответственность за сделанные выводы;
  4. взаимодействие аудиторов;
  5. привлечение экспертов;
  6. полное и объективное информирование клиентов;
  7. контроль качества работы аудитора;
  8. договорные отношения;
  9. взаимодействие с клиентом в процессе проверки;
  10. соблюдение принципов профессиональной этики аудиторов;
  11. соблюдение последовательности процесса аудита.

Помимо основных принципов организации аудита  выделяют также и такие как:

  • рациональность;
  • научность;
  • экономичность;
  • полнота;
  • действенность;
  • целесообразность.

Актуальность, надежность и достаточность аудиторских доказательств зависят от объема проверенной информации и от готовности руководства предприятия организовать эффективную систему внутреннего контроля. Профессиональное соблюдение аудиторами общепринятых стандартов аудита обеспечивает надлежащее качество аудита и однозначное понимание результатов пользователями аудиторского заключения. Аудиторские доказательства должны быть достаточными и компетентными для выражения мнения о достоверности финансовой отчетности.

Независимость. Этот принцип является одним из основополагающих в аудите. Следует неукоснительно соблюдать положения Закона «Об аудиторской деятельности» и Кодекса этики международной федерации бухгалтеров, в которых отмечается, что «публично практикующие профессиональные бухгалтеры должны быть свободными и выглядеть свободными от любой заинтересованности, которая может быть признана (независимо от ее действительных последствий) несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».

Принцип объективности возлагает на аудитора обязанность быть беспристрастным, честным, свободным от конфликта и личных интересов.

Компетентность определяет обязательность владения аудитором достаточными профессиональными знаниями и навыками, которые бы давали ему возможность качественно выполнять свою работу.

Согласно кодексов профессиональной этики (международного и национального) профессиональную компетентность следует разделить на две фазы:

  1. достижение уровня профессиональной компетентности;
  2. поддержание профессиональной компетентности на надлежащем уровне.

Принцип конфиденциальности предусматривает неразглашение аудитором без согласия клиента информации, полученной во время проверки (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) и недопустимости ее использования для собственных корыстных целей или третьей стороны.

Принцип честности заключается в наличии у аудитора таких черт как справедливость, правдивость, порядочность при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Профессиональное поведение — важный принцип аудиторской этики, который требует от аудитора соблюдения положений действующего законодательства, быть доброжелательным, добросовестным, внимательным к клиентам и коллегам, защищать интересы владельцев хозяйствующего субъекта и общества в целом; оказывать необходимую помощь и предоставлять советы клиентам, не создавать нечестную конкурентную борьбу за клиентов; не проявлять в отношении клиентов хитрость, обман или любые принудительные методы подписания договора, получения информации или выплаты гонорара.

Профессиональные нормы и технические стандарты. Данный принцип предусматривает предоставление аудитором своих услуг в соответствии с установленными техническими и профессиональными стандартами (Международных стандартов аудита, Национальных нормативов аудита, Кодекса профессиональной этики, внутрифирменных стандартов).

Надлежащая (разумная) тщательность. Необходимость этого принципа объясняется спецификой профессии аудитора: отдельные ошибки и неточности в отчетности могут оставаться невыявленными аудитором по объективным причинам, поэтому возникает аудиторский риск. Следует исходить из аксиомы, что аудитор не должен заверять абсолютную точность проверенных им отчетов. В связи с этим аудитор должен проявлять надлежащую (разумную) тщательность в своей работе, то есть такую, которая находится в пределах здравого смысла.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. В ходе аудита аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Основоположниками постулатов аудита стали Х.А.Шараф и Р.К.Мауц, которые сформулировали восемь главных постулатов аудита:

  1. Финансовая отчетность и финансовые показатели могут быть проверены.
  2. Конфликт интересов аудитора и администрации не является неизбежным.
  3. Финансовая отчетность и другая информация, которая подлежит проверке, не содержит обусловленных тайным заговором ошибок или других необычных искажений.
  4. Удовлетворительная система внутреннего контроля устраняет возможность несоответствий (нарушений правил работы).
  5. Постоянное соблюдение общепринятых принципов учета позволяет создать объективное представление о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности.
  6. То, что было справедливо для предприятия в прошлом, будет справедливым и в будущем, если нет доказательств обратного.
  7. Если проверка финансовой информации выполняется с целью выражения независимого мнения, то деятельность аудитора регламентируется исключительно его полномочиями.
  8. Профессиональный статус независимого аудитора адекватен его профессиональным обязанностям.

Профессор Я.В.Соколов в своей статье «Десять постулатов аудита» предложил новую систему постулатов:

  1. Отчет должен быть проверенным.
  2. Непроверенный отчет не заслуживает доверия.
  3. Каждая последующая проверка может снижать ценность предыдущих и всегда менее информативная.
  4. При проверке исходят из того, что отчет составлен неверно.
  5. Мнение аудитора зависит от его интересов (профессиональных, моральных и материальных).
  6. Никто не застрахован от ложных выводов.
  7. Интересы администрации фирмы-клиента, ее владельцев и кредиторов не должны совпадать.
  8. Чем больше конфликтов внутри фирмы-клиента, тем надежнее ее отчетность.
  9. Чем меньше конфликтов внутри фирмы-клиента, тем менее надежна ее отчетность (данный постулат является обратным по отношению к предыдущему).
  10. Каждое утверждение аудитора (аудиторское доказательство) должно иметь определенную степень уверенности (надежности).

Украинский ученый В.С.Рудницкий, исследуя суть и значение постулатов аудита предложил две собственные формулировки постулатов аудита:

  1. Если учетная политика предприятия соответствует его экономической политике и не противоречит действующему законодательству, аудитор может воспринимать финансовую отчетность с высоким уровнем доверия.
  2. Независимые процедуры аудита не должны противоречить интересам заказчика и должны отвечать национальным нормативам аудита.

Таким образом, основу системы регулирования профессиональной деятельности аудиторов составляют фундаментальные концепции и постулаты аудита, общая этика аудиторов и требования общества к аудиту, которые конкретизируются и приобретают юридическое (законодательное) значение в Кодексе профессионального поведения, национальных и международных стандартах аудита.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × один =