Капитал предприятия и его структура

Капитал предприятия и его структура

Капитал предприятия занимает ключевые позиции в системе финансового менеджмента. Как экономическая категория капитал имеет различные формы своего проявления, что лишь подчеркивает многогранность данной категории: собственный капитал, заемный капитал, основной капитал, оборотный капитал, уставный капитал, добавочный капитал и т.д. В данной статье мы постараемся систематизировать имеющуюся информацию и постараемся ответить на вопрос что же представляет собой капитал предприятия и какую структуру он имеет.

Глобально, существует 3 подхода посредством которых можно структурировать капитал предприятия и раскрыть его сущность:

  1. экономический;
  2. бухгалтерский;
  3. учетно-аналитический.

Давайте последовательно рассмотрим каждый из них.

Экономический подход к определению капитала предприятия

Экономический подход к определению капитала предприятия основывается на так называемой физической концепции капитала. Ее сущность заключается в том, что капитал рассматривается как совокупность всех имеющихся ресурсов, используемых предприятием в своей деятельности и являющихся основой для получения дохода.

Капитал компании с экономической точки зрения
Капитал компании с экономической точки зрения

Реальный капитал предприятия имеет материально-вещественную форму: здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, готовая продукция и т.п.

Финансовый капитал предприятия состоит из ценных бумаг (финансовых инвестиций), денежных средств и прочих нематериальных активов.

Таким образом величина капитала предприятия исчисляется как итог бухгалтерского баланса по активу.

Бухгалтерский подход к определению капитала предприятия

Бухгалтерский подход к определению капитала предприятия основывается на уравнении бухгалтерского учета:

Активы = Капитал + Обязательства 

Исходя из этой формулы следует, что:

Капитал = Активы - Обязательства 

Активы за вычетом обязательств представляют собой чистые активы, т.е. это стоимость активов, которая принадлежит собственникам (учредителям) предприятия. Для определения величины капитала может быть использована балансовая стоимость (из данных бухгалтерского баланса) или рыночная стоимость (через котировки акций на бирже).

Учетно-аналитический подход к определению капитала предприятия

Учетно-аналитический подход к определению капитала предприятия базируется, по сути, на комбинации двух предыдущих подходов, используя модификацию физической и финансовой концепций капитала. Поэтому капитал предприятия в данном случае рассматривается двояко: с одной стороны — как совокупность всех имеющихся активов компании (активный капитал) и с другой — как источников их формирования (пассивный капитал).

Капитал компании с учетно-аналитической точки зрения
Капитал компании с учетно-аналитической точки зрения

Активный капитал предприятия формируется на основе всех имеющихся активов согласно балансу предприятия и подразделяется на два вида:

  • Основной капитал — это капитал, который полностью и многократно используется в производственном процессе, перенося свою стоимость на новый продукт по частям в течение длительного срока, в том числе капитал, вложенный в постройку и приобретение зданий, сооружений, в покупку машин, оборудования, инструментов, имущества, финансовые вложения в ценные бумаги, нематериальные активы (лицензии, товарные знаки, проекты).
  • Оборотный капитал — это капитал, стоимость которого полностью переносится на произведенный товар и возвращается в денежной форме после его реализации. Оборотный капитал формируется из запасов сырья и материалов, незавершенного производства, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, готовой продукции и дебиторской задолженности.

Пассивный капитал предприятия отражает источники средств, за счет которых сформированы активы компании, и также подразделяется на два вида:

  • Собственный капитал — это капитал, принадлежащий самой компании, и он эквивалентен капиталу, который определяется согласно рассмотренному выше бухгалтерскому подходу. В структуре собственного капитала выделяют уставный капитал, формируемый собственниками (учредителями) компании, а также различные фонды, формируемые в процессе деятельности предприятия за счет полученной прибыли — резервный фонд, прочие целевые (специальные) финансовые фонды и, собственно, нераспределенную прибыль.
  • Заемный капитал — это капитал, формируемый компанией за счет внешних источников заимствований, который привлекается на определенный срок (т.е. подлежит возврату) и как, правило, одалживается под процент (т.е. за вознаграждение). Примерами заемного капитала предприятия могут являться банковский кредит, коммерческий кредит, выпускаемые компанией долговые ценные бумаги (облигации, векселя и т.п.), кредиторская задолженность т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 17 =