предприятие как субъект хозяйствования

Предприятие как субъект хозяйствования

Общая характеристика предприятия и классификация предприятий

Предприятие представляет собой организационно обособленное и экономически самостоятельное звено экономики, которое изготовляет продукцию, выполняет работы или предоставляет услуги. Каждое предприятие (фирма, организация) является юридическим лицом, имеет законченную (завершенную) систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, банковский расчетный счет, печать с собственным названием, а в отдельных случаях и товарный знак. Для организации эффективной деятельности предприятия необходимо определить миссию предприятия и ее цели. Под миссией предприятия понимается его главная цель существования. В зависимости от внутренних и внешних специфических особенностей, а также миссии предприятия формируются его цели, которые в экономической литературе часто называют общефирменными. Совокупность целей должна отвечать определенным требованиям, основными из которых являются следующие:

  • цели предприятия должны быть точными;
  • должны существовать способы их измерения;
  • цели, которые ставит перед собой предприятие, должны быть сориентированы во времени;
  • множество целей должно отвечать условию взаимоподдержки. Это означает, что действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны входить в противоречие с другими целями.

Любое предприятие является сложной системой, состоящей из подсистем, например технической, технологической, социальной и др. В зависимости от этого деятельность предприятия классифицируется по признаку однородности на следующие виды:

  • маркетинговая (изучение рынка товаров);
  • инновационная;
  • производственная;
  • коммерческая;
  • послепродажная;
  • экономическая;
  • социальная.

Любое предприятие действует на основании устава — определенного свода правил, регулирующих его деятельность, а также отношения с другими субъектами хозяйственной деятельности. Для организации эффективной деятельности конкретного предприятия необходимо четко выделить его специфические особенности, от которых она во многом будет зависеть. Особенности предприятия могут быть определены по средствам его идентификации в общей системе классификации предприятий. В зависимости от целей функционирования и характера деятельности предприятия классифицируют на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими называют предприятия, характер деятельности которых основывается на получении прибыли. К коммерческим относится большинство хозяйственных субъектов. Некоммерческими являются предприятия, в целях деятельности которых нет получения прибыли.

Часто фирмы (организации) классифицируют на такие:

  • работающие на прибыль, так называемые profit organization;
  • не работающие на прибыль, так называемые nonprofit organization.

По форме собственности предприятия классифицируют так:

  • частные;
  • коллективные;
  • государственные;
  • смешанные (совместные).

Частные предприятия функционируют на основе использования имущества, находящегося в собственности отдельных граждан (частных лиц), с правом использования ими рабочей силы.

Работа коллективных предприятий основана на использовании имущества трудовых коллективов.

В государственных предприятиях имущество принадлежит государству. Следует также отметить, что существует специфический вид государственных предприятий — так называемые государственные коммунальные предприятия. Особенность этих предприятий состоит в том, что используемое имущество принадлежит административно-территориальным единицам.

Если предприятие создано на основе объединения имущества разных собственников, то его называют совместным (со смешанной формой собственности).

По принадлежности капитала предприятия могут быть объединены в несколько групп:

  • национальные, т.е. такие, в которых капитал принадлежит предпринимателям конкретной страны;
  • иностранные — такие, в которых капитал является собственностью иностранных предпринимателей;
  • совместные (смешанные), капитал которых принадлежит предпринимателям двух либо нескольких государств.

Особый интерес представляет классификация предприятий по правовому статусу и форме хозяйствования:

  • единоличные;
  • кооперативные;
  • арендные;
  • хозяйственные общества.

Единоличные предприятия являются собственностью одного лица либо семьи. Собственник несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом (капиталом).

Кооперативные предприятия — это добровольные объединения граждан с целью совместного ведения хозяйственной или другой деятельности. Их характерным признаком является личное участие каждого в деятельности предприятия.

Правовая основа функционирования арендных предприятий — договор аренды, регламентирующий временное владение имуществом и его использование для осуществления предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества являются объединениями предпринимателей. В зависимости от характера интеграции и степени ответственности по обязательствам объединения подразделяют на такие:

Полным (с полной ответственностью) называется общество, все участники которого занимаются совместной деятельностью и несут ответственность по обязательствам предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью имеет уставный фонд, поделенный на части, размер которых определяется учредительными документами; при этом ответственность участников за результаты деятельности предприятия соответствует размерам их вкладов.

Коммандитным является общество, в котором наряду с учредителями с полной ответственностью существуют участники, ответственность которых ограничена их вкладами.

Довольно распространенной в практике хозяйствования является такая форма хозяйственных обществ, как акционерные, главным атрибутом которых является деление уставного фонда, выраженного в акциях, между учредителями. Акция — это вид ценной бумаги, которая:

  • характеризуется неустановленностью срока обращения;
  • свидетельствует о паевом участии в уставном фонде;
  • подтверждает членство в нем;
  • предоставляет право участия в его управлении;
  • предоставляет право на получение части прибыли в виде дивидендов;
  • предоставляет право участия в распределении имущества в случае ликвидации предприятия.

Акционерные общества бывают двух типов:

  • закрытого, т.е. такие, в которых акции могут распространяться лишь между учредителями этого общества с согласия большинства акционеров;
  • открытого, т.е. такие, в которых акции могут распространяться без ограничения на фондовом рынке.

Предприятия классифицируют также по численности работников:

  • малые;
  • средние;
  • крупные.

Законодательство каждой страны определяет параметры, в соответствии с которыми то или иное предприятие относят к конкретной группе. Такая классификация со стороны государства связана прежде всего с его регулирующими функциями (например, стимулирование предпринимательства вообще, и отдельных направлений его деятельности в частности).

Предприятия, функционирующие в экономике определенной страны, подразделяют по функционально-отраслевым признакам:

  • промышленные;
  • сельскохозяйственные;
  • строительные;
  • транспортные;
  • торговые;
  • производственно-торговые;
  • посреднические;
  • инновационные;
  • лизинговые;
  • банковские;
  • туристические;
  • другие.

Эффективная практика хозяйствования и квалифицированное управление предприятиями в рыночных условиях требуют их четкой и полной классификации по определенным признакам.

Управление предприятием

Управление предприятием представляет собой целенаправленное воздействие на его коллектив для достижения поставленных целей. Таким образом, объектом управления на предприятии являются группы людей, занимающихся определенной производственно-хозяйственной деятельностью; субъект управления — это группа людей, осуществляющих это целенаправленное воздействие.

Функции управления представляют собой объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, обеспечивающие эффективную кооперацию совместного труда; к ним относятся:

Планирование — это определение цели деятельности, прогнозирование развития и соединение индивидуальных заданий членов организации для достижения общего результата.

Организация — это формирование структуры системы, распределение заданий, полномочий и ответственности между членами организации для достижения общей цели ее деятельности.

Мотивация — это процесс стимулирования членов организации к совместным согласованным действиям, обеспечивающим достижение общей цели.

Контроль предполагает измерение достигнутых за определенный период результатов, сравнение их с запланированными и корректировку деятельности предприятия.

Функции управления реализуются с помощью системы методов управления.
Методы управления — это способы влияния на отдельных работников и производственный коллектив в целом для достижения целей предприятия. По содержанию методы управления подразделяют на:

  •  экономические;
  • социально-психологические;
  • организационные.

Экономические методы управления реализуют материальные интересы участия человека в производственных процессах путем использования товарно-денежных отношений (например, система организации оплаты труда, возможность получения финансовой помощи и т.п.).

Социально-психологические методы реализуют мотивы социального поведения человека (например, перспективы карьерного роста, социально-психологический климат в коллективе).

При использовании организационных методов управления реализуют меры принудительного характера. Они основаны на организационной и административной власти руководства.

Каждое предприятие имеет определенную специфическую структуру, т.е. внутреннее устройство, отображающее состав подразделений, а также систему их связей, подчиненности и взаимодействия. Особенности структуры обусловливают также специфику управления предприятием. В практике хозяйствования различают производственную и общую организационные структуры управления. Основу деятельности промышленных предприятий составляют производственные процессы, которые выполняются в определенных подразделениях. Состав этих подразделений и характеризует производственную структуру. По характеру деятельности цеха и подразделения предприятия подразделяют на такие:

  • основные цеха, которые изготовляют продукцию, предназначенную для реализации;
  • вспомогательные цеха, изготовляющие продукцию для обеспечения собственных потребностей предприятия;
  • обслуживающие цеха и хозяйства, которые выполняют работы, необходимые для нормального функционирования основных и вспомогательных производственных процессов;
  • побочные цеха, занимающиеся утилизацией, переработкой и изготовлением продукции из отходов основного производства.

Кроме цеховой организации производства существует бесцеховая производственная структура. Она характерна для предприятий с относительно простым производственным процессом и основой ее построения являются производственные участки, на которых выполняются технологически однородные работы. По форме специализации предприятия (их подразделения) классифицируют на такие:

  • технологически специализированные, когда выполняются определенные технологические операции;
  • предметно специализированные, когда выпускается конкретный продукт (предмет);
  • смешанные, т.е. предусматривающие сочетание как технологической, так и предметной специализации.

Общая структура предприятия представляет собой совокупность всех его производственных, непроизводственных и управленческих подразделений.

Внешняя среда хозяйствования

Внешняя среда хозяйствования — это совокупность хозяйственных субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных межгосударственных институциональных структур, в глобальном окружении которых функционирует предприятие. В зависимости от характера влияния внешняя среда подразделяется на микро- и макросреду.

Микросреда — это совокупность субъектов экономики, прямо влияющих на предприятие. Эту совокупность образуют потребители, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения и другие внешние агенты и контрагенты. В связи с тем, что предприятие является системным ядром микросреды, любые изменения в ней влияют на деятельность предприятия, и наоборот, изменения внутри предприятия являются стимулом к изменениям в микросреде.

Макросреда охватывает материально-технические и экономические условия, общественные отношения и институты, а также факторы, влияющие на предприятие и его микросреду.

Основными субъектами микросреды являются:

  • поставщики ресурсов — разнообразные субъекты хозяйствования, обеспечивающие то или иное предприятие необходимыми ему материально-техническими и энергетическими ресурсами;
  • вне непосредственного производства важными субъектами микросреды являются посредники, т.е. фирмы либо отдельные физические лица, которые помогают продуцентам реализовывать их товары на соответствующих рынках;
  • конкуренты — это субъекты предпринимательской деятельности, выпускающие продукцию, аналогичную продукции того или иного конкретного предприятия или направленную на удовлетворение аналогичных потребностей.

Основными элементами воздействия макросреды на предприятие являются следующие интегрированные группы факторов:

  • природные — наличие ресурсов определенных видов, степень их освоения и использования;
  • демографические — численность и поло-возрастной состав населения, его территориальное распределение и доля активного населения;
  • научно-технические — научно-техническая политика государства, уровень используемых технологий, конкурентоспособность продукции и т.п.;
  • экономические — степень государственного регулирования экономики, система налогообложения, политика государства в области оплаты труда
    (минимальная заработная плата, система дотаций и т.п.);
  • экологические — экологическая безопасность, экологизация производства и т.п.;
  • политические — стабильность в обществе, взаимодействие законодательной и исполнительной власти, профессиональный уровень политиков и т.п.;
  • международные — внешнеторговый оборот страны, уровень подготовки кадров, геополитическая ситуация.

Субъекты хозяйственной деятельности вступают во взаимоотношения посредством рынка. Рынок представляет собой сферу товарного обращения и связанную с ней совокупность товарно-денежных отношений между производителями и потребителями в процессе купли-продажи товаров. Мировой опыт свидетельствует о том, что рынок является наиболее совершенным инструментом саморегуляции общественного производства. Рыночные субъекты, т.е. рынки, группируют по специфическим особенностям:

  • потребителей;
  • производителей;
  • посредников;
  • государственных и общественных организаций;
  • международный.

Такая группировка позволяет предприятиям эффективно осуществлять рыночную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − два =