Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция

Впервые термин «недобросовестная конкуренция» был использован во Франции в XIX веке. Следовательно, к этому периоду недобросовестная конкуренция уже была широко известна, а само явление возникло значительно раньше — еще с момента становления капитализма.

Недобросовестная конкуренция — это конкурентная борьба, связанная с нарушением принятых норм и правил конкуренции, противоречащая положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости: неправомерное получение, использование и разглашение конфиденциальной информации, распространение ложных сведений, сокрытие важной для потребителя информации и т.д.

Недобросовестная конкуренция представляет собой направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. К ним, в частности, относятся:

  • демпинг;
  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;
  • установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения конкуренции;
  • злоупотребление господствующим положением на рынке;
  • внедрение дискриминационных цен или коммерческих условий;
  • установление зависимости поставок товаров и услуг от принятия ограничений в отношении производства и распределения конкурирующих товаров;
  • введение ограничительных условий в агентские соглашения;
  • экономический шпионаж;
  • тайный сговор на торгах и создание картелей;
  • ложная информация и реклама;
  • недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов;
  • нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Таковы в целом укрупненные группы методов недобросовестной конкуренции, которые, тем не менее, не исчерпывают все многообразие последних. Например, в спортивной соревновательной практике с середины ХХ века стали активно использоваться допинги, договорные матчи, коммерческий подкуп судей и соперников. В политической жизни и в избирательных компаниях стали использоваться такие методы недобросовестной конкуренции, как регистрация партий-двойников, изменение фамилий кандидатами до полного смешения с другими лицами, подкуп избирателей, дискредитация конкурирующих политических сил средствами черного пиара и т.д.

Существует также множество вариаций методов недобросовестной конкуренции; они могут различным образом сочетаться и взаимно дополняться, образуя все новые модификации.

В отечественной практике существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается превышение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция. Сюда, например, можно отнести преднамеренное использование в конкурентной борьбе государственных силовых и контрольных органов (милиции, службы безопасности, налоговой инспекции и полиции, пожарной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора, госторгинспекции и др.) с целью оказания «давления» на конкурентов.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создает потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

Таким образом, можно выделить следующие отличительные признаки недобросовестной конкуренции:

  • противоречие нормам этического поведения в данной экономической, социальной и культурной среде;
  • ведение дел с выгодой для себя и невыгодой для других участников конкурентных отношений путем распространения недостоверной и заведомо ложной информации;
  • использование асимметричной информации, неизвестной другим участникам рынка, для создания для себя односторонних выгод;
  • формирование сговоров и иных скоординированных действий одних групп участников конкуренции против других;
  • ведение дел под чужим именем – использование чужих торговых марок, фирменных цветов, корпоративного стиля.

Обычно недобросовестная конкуренция запрещается положениями законодательства по борьбе с ограничительной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю над монополиями, а также гражданским и уголовными кодексами.

Отечественное законодательство выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:

Неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки — использование без разрешения уполномоченного на это лица чужого имени, фирменного наименования, знаков для товаров и услуг, других обозначений, а также рекламных материалов, упаковки товаров, названий литературных, художественных произведений, периодических изданий, указаний происхождения товаров, что может привести к смешиванию с деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя), имеющего приоритет на использование объектов интеллектуальной собственности.

Неправомерное использование товара другого производителя — введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений или снятия обозначений производителя без разрешения уполномоченного на то лица.

Копирование внешнего вида изделия — воспроизведение внешнего вида изделия другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) и введение его в хозяйственный оборот без однозначного указания производителя копии, что может привести к смешиванию с деятельностью другого хозяйствующего субъекта.

Сравнительная реклама — реклама, содержащая сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя). Речь идет о дискредитирующем сравнении — распространении в любой форме неправдивых или неполных сведений, связанных с деловой репутацией, деятельностью или товарами хозяйствующего субъекта.

Дискредитация хозяйствующего субъекта (предпринимателя) — распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с лицом или деятельностью хозяйствующего субъекта (предпринимателя), которые нанесли или могли нанести вред деловой репутации хозяйствующего субъекта (предпринимателя).

Купля-продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с принудительным ассортиментом — купля-продажа одних товаров, выполнение работ, оказание услуг при условии купли-продажи других товаров, выполнения других работ, оказания других услуг, не нужных потребителю или контрагенту.

Склонение к бойкоту хозяйствующего субъекта (предпринимателя) — побуждение конкурентом другого лица, непосредственно или через посредника, к отказу от установления договорных связей с этим хозяйствующим субъектом (предпринимателем).

Склонение поставщика к дискриминации покупателя (заказчика) — побуждение поставщика конкурентом покупателя (заказчика), непосредственно или через посредника, к предоставлению поставщиком конкуренту покупателя (заказчика) определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком) без достаточных на то оснований.

Склонение хозяйствующего субъекта (предпринимателя) к расторжению договора с конкурентом другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) — совершенное из корыстных побуждений или в интересах третьих лиц побуждение хозяйствующего субъекта (предпринимателя) — участника договора к невыполнению или выполнению ненадлежащим образом договорных обязательств перед этим конкурентом путем предоставления или предложения хозяйствующему субъекту (предпринимателю) — участнику договора, непосредственно или через посредника, материального вознаграждения, компенсации или других преимуществ.

Подкуп работника поставщика — предоставление или предложение ему конкурентом покупателя (заказчика), непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником поставщика служебных обязанностей, вытекающих из заключенного договора или связанных с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом покупателя (заказчика) определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком).

Подкуп работника покупателя (заказчика) — предоставление или предложение ему конкурентом поставщика, непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником покупателя (заказчика) служебных обязанностей, вытекающих из заключенного договора или связанных с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом поставщика определенных преимуществ перед поставщиком.

Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции — получение таких преимуществ относительно другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) путем нарушения действующего законодательства, что подтверждается решением государственного органа, наделенного соответствующей компетенцией.

Неправомерный сбор коммерческой тайны — добывание противоправным способом сведений, которые в соответствии с законодательством составляют коммерческую тайну, если это нанесло или могло нанести ущерб хозяйствующему субъекту (предпринимателю).

Разглашение коммерческой тайны — ознакомление другого лица без согласия лица, уполномоченного на то, со сведениями, которые согласно действующему законодательству составляют коммерческую тайну, осуществленное лицом, которому эти сведения были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей, если это нанесло или могло нанести ущерб хозяйствующему субъекту (предпринимателю).

Склонение к разглашению коммерческой тайны — побуждение лица, которому были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей сведения, которые в соответствии с законодательством составляют коммерческую тайну, к раскрытию этих сведений, если это нанесло или могло нанести вред хозяйствующему субъекту (предпринимателю).

Неправомерное использование коммерческой тайны — внедрение в производство или применение при планировании или осуществлении предпринимательской деятельности без разрешения уполномоченного на то лица неправомерно полученных сведений, составляющих в соответствии с законодательством коммерческую тайну.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 18 =