Конкурентоспособность

Конкурентоспособность

Конкурентоспособность является одним из ключевых показателей, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Сам термин конкурентоспособность, применительно к какому бы субъекту или объекту он не применялся, означает способность (потенциальную и/или реальную) данного субъекта или объекта выдержать конкуренцию.

Конкуренция, как известно, является движущей силой прогресса. Для того чтобы завоевать симпатии потребителей продукт должен выделяться среди своих аналогов, т.е. должен обладать конкурентными преимуществами. А для этого производитель должен постоянно совершенствовать свой продукт — предлагать улучшенные технические характеристики, заботиться о снижении его цены (себестоимости), повышать качество продукции и т.п.

Понятие конкурентоспособности

Существует множество определений термина «конкурентоспособность». Приведем ключевые из них.

Конкурентоспособность (competitiveness) — способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность товара является важнейшим критерием целесообразности выхода фирмы на товарные рынки.

Конкурентоспособность — это способность конкурировать на рынках товаров и услуг. В основе конкурентоспособности лежит сочетание цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителей поставщики конкурентоспособны только при условии, что их цены не превышают цен конкурентов. Новому поставщику, не имеющему устойчивой репутации, для сохранения конкурентоспособности необходимо удерживать цену на свою продукцию на уровне ниже цен конкурентов. Если качество продукции ниже, чем у конкурентов, фирма может оказаться неконкурентоспособной даже при низкой цене на свой товар; с другой стороны, имея репутацию производителя продукции высшего качества, поставщик может сохранять конкурентоспособность, даже установив более высокую, чем у конкурентов, цену.

Виды конкурентоспособности

Выделяют следующие виды конкурентоспособности:

Виды конкурентоспособности
Виды конкурентоспособности

Конкурентоспособность страны — способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.

Конкурентоспособность региона — способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений.

Конкурентоспособность отрасли — способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли.

Конкурентоспособность предприятия — это экономические, технические, организационные возможности предприятия и его преимущество перед конкурентами. Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного производителя от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность товара — способность быть привлекательным для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию его качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Методы оценки конкурентоспособности предприятия

На сегодняшний день разработано и применяется на практике довольно большое количество методов определения конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим ключевые из них.

1. Метод сравнительных преимуществ

Основная идея метода сравнительных преимуществ – размещение производства между странами должно следовать закону сравнительных издержек, т.е. каждая страна специализируется на производстве товаров с наиболее низкими издержками. Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, поэтому выдвигается предположение: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими конкурентными преимуществами обладает отрасль перед конкурентами.

2. Метод равновесия фирм и отрасли

Метод равновесия фирм и отрасли базируется на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршалла и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для изменения объемов производства (изменения своей доли на рынке). В данном случае каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у конкурентов, производительностью.

3. Структурный подход

Согласно структурному подходу, оценка конкурентоспособности может быть осуществлена на основе данных об уровне монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих фирм. К числу основных препятствий для новых конкурентов относят:

  • экономичность крупномасштабного производства;
  • степень дифференциации продукции;
  • абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм;
  • размер капитала, необходимый для организации эффективного производства.

4. Метод «профилей» и качества

В методе «профилей» и качества выявляются различные критерии удовлетворения запросов потребителей относительно какого-либо продукта, устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах тех характеристик, которые может оценить потребитель; далее проводится процедура сравнения технико-экономических данных продукта с конкурирующими товарами с целью снижения времени сбыта.

5. Функциональный подход

В функциональном подходе главными являются экономические показатели деятельности фирмы:

  • соотношение цена-качество;
  • загрузка производственных мощностей;
  • объемы выпуска продукции;
  • норма прибыли и т.д.

6. Матричный метод

Теоретической базой матричного метода служит концепция жизненного цикла товара и технологии, которая отражается в занимаемой доле рынка и в динамике продаж. Наиболее известной является матрица БКГ, применяемая для анализа характеристик товаров и изучения конкурентоспособности «стратегических единиц бизнеса» – сбытовой деятельности, отдельных фирм, отраслей. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

7. Метод «бенчмаркинга»

Метод «бенчмаркинга» (от англ. bench mark – начало отсчета) заключается в оценке стратегий и действий данной компании относительно компаний «лучших в своем классе», работающих как в рассматриваемой отрасли, так и за ее пределами. Цель заключается в том, чтобы выявить лучшие практические методы, которые могут быть непосредственно или после соответствующей адаптации взяты на вооружение с целью совершенствования производительности данной компании. Бенчмаркинг как процесс сравнения с контрольными показателями состоит из четырех этапов:

  1. выявление объектов, относительно которых проводится сравнение;
  2. выявление аспектов бизнеса, подлежащих сравнению с контрольными показателями;
  3. сбор значащих данных, позволяющих провести сравнение между процессами и операциями;
  4. сравнение с собственными процессами.

8. Метод сравнительного анализа на параметрической основе

Метод сравнительного анализа на параметрической основе применяется в случае дефицита информационного обеспечения. Метод предполагает сравнение предприятий-конкурентов по определенным параметрам хозяйственной деятельности, к которым относят:

  • уровень цен;
  • обеспеченность материально-техническими ресурсами;
  • обеспеченность кадрами;
  • политику в области сбыта и т.п.

9. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособным является предприятие, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность каждой из служб оказывает влияние множество факторов и ресурсов этой компании. Оценка эффективности каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.

Таким образом, существует множество методов оценки конкурентоспособности предприятий. При этом ни один из рассмотренных методов нельзя считать идеальным, у каждого имеются свои положительные и отрицательные стороны.

Факторы конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.

Факторы – это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Следует оговориться, что наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

К факторам конкурентоспособности относят:

  • финансовое положение предприятия;
  • состояние базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и уровень расходов на них;
  • наличие передовой технологии;
  • обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
  • способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
  • наличие сбытовой сети;
  • состояние технического обслуживания;
  • возможность кредитования;
  • действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • обеспеченность информацией;
  • платежеспособность основных покупателей.

Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:

  1. ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. Предприятие само способно контролировать повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, а следовательно, и ресурсного фактора роста конкурентоспособности;
  2. ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;
  3. «фактора среды» – в данный фактор входят такие составляющие, как: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

Исходя из данной классификации факторов конкурентоспособности предприятия предприятие не может контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все большее значение.

Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние факторы конкурентоспособности

Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:

  • потенциал маркетинговых служб;
  • научно-технический потенциал;
  • производственно-технологический потенциал;
  • финансово-экономический потенциал;
  • кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный состав);
  • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • развитость сбытовой (дилерской) сети;
  • использование сети Интернет для продажи продукции;
  • уровень материально-технического обеспечения;
  • условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
  • уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
  • подготовку и разработку производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
  • масштабы применения современных информационных технологий;
  • эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
  • степень защищенности конфиденциальной информации (безопасность системы информационного обеспечения);
  • регулярность привлечения инвестиций в развитие производства;
  • размеры сформированной постоянной и лояльной клиентской базы;
  • уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
  • уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
  • репутация (гудвилл) предприятия;
  • эффективная конкурентная стратегия;
  • своевременность проведения реструктуризации (слияние, поглощение, разделение);
  • стоимость предприятия (бизнеса), отражающая его инвестиционную привлекательность.

Внешние факторы конкурентоспособности

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами следует понимать:

  • меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, кредитно-денежную политику, инвестиционную политику, участие в международном разделении труда); административного характера (разработку, совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации, правовую защиту интересов потребителей);
  • основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
  • государственная политика в отношении экспорта и импорта;
  • уровень экономического развития страны;
  • эффективность функционирования рынков капитала и качество финансовых услуг;
  • уровень развития инфраструктуры в стране;
  • развитие научно-технологического потенциала;
  • наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов;
  • деятельность общественных и негосударственных институтов;
  • деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны – внешних по отношению к нему факторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 3 =