дистрибьютор

Кто такой дистрибьютор?

В данной статье мы поговорим о дистрибьюторской деятельности, рассмотрим, кто такой дистрибьютор и в чём заключается специфика его деятельности, какие функции он выполняет, в чём разница между дистрибьютором и дилером, а также рассмотрим некоторые моменты относительно того, как стать дистрибьютором.

Дистрибьютор – кто это?

Слово дистрибьютор пришло к нам из английского языка (от distributor — распространитель), иногда встречается и написание дистрибутор.

Дистрибьютор – это компания или частный предприниматель, выполняющие функции торгового посредника, т.е. осуществляющие оптовую закупку и сбыт товаров определённого вида на региональных рынках. Как правило, дистрибьютор обладает преимущественным правом и возможностью приобретать и продавать оборудование, технические новинки, программное компьютерное обеспечение. Производственная компания может иметь собственного дистрибьютора по продаже своих товаров за рубежом, где он является на основе заключенного соглашения её единственным представителем (эксклюзивный дистрибьютор).

Эксклюзивный дистрибьютор – это компания, имеющая право на эксклюзивную продажу того или иного продукта на оговорённой с производителем территории (страна, регион). В большинстве случаев эксклюзивный дистрибьютор имеет право не только на использование, но и на защиту товарного знака производителя на оговорённой территории. Купить такую продукцию в пределах данной территории можно только у эксклюзивного дистрибьютора либо у его официального дилера.

Дистрибьютор одновременно оказывает посреднические маркетинговые услуги продавцам и покупателям, а также услуги по монтажу и наладке оборудования, обучению персонала пользования им. Такие услуги называют дистрибьюторскими.

Дистрибьютор может быть либо дочерним предприятием товаропроизводителя, либо самостоятельным предприятием, действующим на договорной основе (особенно на внешних рынках).

Дистрибьюторская деятельность – это деятельность в сфере предоставления услуг товарной логистики, товародвижения и распределения.

Сущность деятельности дистрибьютора

Сущность деятельности дистрибьютора заключаются в официальном представлении компании-производителя и распределении её продукции между оптовыми и розничными продавцами – дилерами и ритейлерами. В некоторых случаях дистрибьютор может осуществлять посредническую деятельность между производителем и конечным потребителем.

При оказании логистических услуг дорогостоящей продукции, продающейся единично (например, специфического производственного оборудования), деятельность дистрибьютора сводится к поиску потенциальных клиентов, рекламированию продукции, заключению договоров поставки, организации послепродажного обслуживания и т.п.

В случае логистики товаров массового спроса, дистрибьютор должен располагать значительным штатом специально подготовленного персонала, филиальной сетью в регионах (суб-дистрибьюторов) с разветвлённой дилерской сетью, демонстрационными залами и складскими помещениями.

Дистрибьютор в системе логистики товаров

Дистрибьютор отличается от прочих посредников тем, что он обладает эксклюзивным правом на представление продукции компании-производителя, и распространение продукции по цене, установленной производителем без каких-либо наценок. Доход дистрибьютора формируется в виде скидки на приобретение товара, которую устанавливает ему производитель.

Основные функции дистрибьютора:

  • построение организационной структуры дистрибутивных каналов и сетей;
  • определение расположения дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в дистрибутивных каналах;
  • транспортировка продукции, возврат неликвидов, возвратной тары и отходов;
  • складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе;
  • управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
  • передача прав собственности на продукцию;
  • обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков;
  • поддержание стандартов качества продукции и логистического сервиса;
  • ценообразование;
  • мониторинг и информационная поддержка поставщиков и т.д.;
  • комплекс мероприятий, направленных на продвижение продукта, тем самым, на увеличение показателей качественной и количественной дистрибуции.

В обязанности дистрибьютора входит также:

  • маркетинговый анализ рынка;
  • реклама продукта;
  • поиск дилеров;
  • адаптация продуктов под конкретные требования покупателей;
  • консалтинг и инжиниринг;
  • обеспечение технического и гарантийного обслуживания;
  • управление рисками;
  • организация и стимулирование каналов сбыта продукции, в т.ч. предоставление дилерам товарного кредита.

В чём отличие дистрибьютора от дилера

На практике не существует чёткой грани, которая бы отделяла деятельность дистрибьютора от деятельности дилера, т.к. в большинстве случав их деятельность регулируется индивидуально заключаемыми договорами, где и описываются права и обязанности каждой из сторон.

В «классике жанра» дистрибьютор выступает в роли крупнооптового посредника между товаропроизводителем и другими торговыми посредниками, в роли которых зачастую выступают дилеры. Дилеры, в свою очередь, занимаются дальнейшим продвижением продукции, в частности осуществляют продажу торговым сетям или конечным потребителям.

Дистрибьюторская деятельность довольно распространена во внешнеэкономической деятельности, в частности дистрибьютор занимается закупкой продукции у завода-изготовителя, осуществляет импорт товаров, их растаможку и поставку на склады с целью дальнейшей оптовой реализации внутри страны.

Таким образом, дилер в логистической цепочке находится ближе к конечному потребителю, чем дистрибьютор. Однако бывает и обратная ситуация, особенно в сфере сетевого маркетинга, где в роли дистрибьюторов выступают частные распространители. В этом случае так называемые дистрибьюторы закупают продукцию мелким оптом у дилеров и реализуют её конечным потребителям.

Как стать дистрибьютором?

Для того чтобы стать дистрибьютором определённой продукции необходимо заключить с компанией-производителем дистрибьюторское соглашение и получить соответствующий сертификат, подтверждающий право на официальное представление данной продукции от лица производителя. В дистрибьюторском соглашении фиксируются права и обязанности сторон, в частности процедура покупки-поставки продукции, условия оплаты, уровень торговых наценок (скидок), сервисное и гарантийное обслуживание продукции и т.п.

Также для того чтобы стать дистрибьютором необходимо иметь:

  • стартовый капитал (производитель может установить минимальный объём закупок);
  • складскую инфраструктуру (собственную или арендуемую);
  • транспортную инфраструктуру (собственную или аутсорсинговую);
  • необходимый персонал для выполнения функций дистрибьютора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 3 =