Конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность предприятия включает в себя ряд экономических факторов, отражающих положение компании на национальном и/или международном рынке. К числу таких факторов относятся: технические и потребительские характеристики выпускаемой продукции, используемые технологии производства продукции, каналы дистрибуции товаров и т.п.

Что такое конкурентоспособность предприятия?

Конкурентоспособность предприятия — это совокупность свойств, отличающих его от других хозяйствующих субъектов более высокой степенью удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей населения, эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной конъюнктуры, способностью к экономическому развитию на основе разработки и реализации стратегий конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Различают такие понятия как конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия. Следует отметить, что основу конкурентоспособности предприятия все же составляет конкурентоспособность продукции, т.к. именно от продукта зависит конечный успех компании. На рынке предприятия, вступающие между собой в конкурентную борьбу, конкурируют именно своей продукцией.

Уровень конкурентоспособности предприятия во многом зависит от степени автоматизации производства, технологичности используемого оборудования, активности внедрения новейших научно-технических достижений, уникальности выпускаемой продукции и целого ряда прочих факторов.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает исследование факторов, воздействующих на отношение покупателей к компании и к ее продукции, и как результат — изменение доли предприятия в продажах на конкретном рынке: национальном (региональном) или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.

Для потребительских товаров это:

  • коммерческие условия (возможности предприятия предоставлять покупателям коммерческий кредит или осуществлять продажи в рассрочку, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у предприятия товара, исчерпавшего свой экономический ресурс; возможности заключения товарообменных сделок);
  • организация сбытовой сети (расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей; демонстрация изделий в действии в салонах и демонстрационных залах компании или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами PR);
  • организация технического обслуживания продукции (объем предоставляемых услуг, консультационная поддержка, гарантийное и послегарантийное обслуживание и др.);
  • представление о компании со стороны потребителей, ее имидж и репутация, узнаваемость бренда, информированность потенциальных покупателей о компании, ассортименте ее продукции, сервисе; воздействие товарного знака предприятия на привлечение внимания покупателей к выпускаемой продукции; выяснение мнения покупателей путем опросов;
  • воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке.

Уровень конкурентоспособности предприятий — производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются.

Конкурентные позиции предприятия на рынке зависят также от той поддержки и содействия, которые компания получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др.

Факторы конкурентоспособности предприятия

Факторы конкурентоспособности предприятия подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

Внешние факторы:

  • государственная политика в отношении экспорта и импорта;
  • уровень экономического развития страны;
  • государственная экономическая политика в странах-экспортерах и импортерах товаров;
  • эффективность функционирования рынков капитала и качество финансовых услуг;
  • уровень развития инфраструктуры в стране;
  • развитие научно-технологического потенциала;
  • наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов;
  • амортизационная, налоговая и денежно-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии;
  • таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины, квоты;
  • система государственного страхования;
  • участие в международном разделении труда, разработке финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия;
  • государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением: обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль;
  • правовая защита интересов потребителя;
  • основные характеристики рынка: его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов;
  • деятельность общественных и негосударственных институтов.

Внутренние факторы:

  • производственная и организационная структура предприятия;
  • технологии;
  • учет и регулирование производственных процессов;
  • уровень квалификации персонала;
  • качество менеджмента;
  • информационная и нормативно-методическая база управления;
  • оборудование;
  • функционирование системы менеджмента качества;
  • уровень стратегического управления;
  • масштабы применения аутсорсинга;
  • развитость сбытовой (дилерской) сети;
  • степень защищенности конфиденциальной информации (безопасность системы информационного обеспечения);
  • масштабы применения современных информационных технологий;
  • использование сети Интернет для продажи продукции;
  • ориентация на экономику, основанную на использовании знаний (экономика знаний);
  • регулярность привлечения инвестиций в развитие производства;
  • размеры сформированной постоянной и лояльной клиентской базы;
  • масштабы внедрения достижений НИОКР;
  • репутация (гудвилл) предприятия;
  • мотивация персонала на повышение качества товара;
  • наиболее существенные стратегические конкурентные преимущества;
  • эффективная конкурентная стратегия;
  • своевременность проведения реструктуризации (слияние, поглощение, разделение);
  • стоимость предприятия (бизнеса), отражающая его инвестиционную привлекательность.

Оценка конкурентных возможностей предприятия

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми числовыми показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения компании, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных финансовых и прочих результатов.

Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую прибыль, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать каналы дистрибуции. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемой им продукции повышается, что способствует увеличению доли предприятия на рынке за счет других компаний, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Важное значение имеет анализ издержек обращения: определение отношения сбытовых расходов к прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.

Анализ издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы во всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

На повышение конкурентоспособности предприятия направлены следующие организационные меры:

  • обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих конкурентные преимущества для продукции компании на рынках сбыта;
  • совершенствование качества выпускаемой продукции и ее технико-экономических характеристик с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надежности продукции;
  • выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
  • выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в своей компании;
  • изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
  • определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например таких, как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления;
  • выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
  • нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
  • приспособление продукции к работе в различных условиях (тропических или полярного климата, на различных грунтах и т.п.);
  • дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей ее эксплуатации, репутации фирмы-производителя и др.;
  • воздействие непосредственно на потребителя искусственным ограничением поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведением активной рекламной деятельности, предоставлением денежного или товарного кредита, в частности рассрочки платежа.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей компании. Она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно провести для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

Такая оценка должна содержать следующие показатели:

  • потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;
  • ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость («продуктовая дифференциация»);
  • набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»);
  • потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
  • перечень мер и приемов, которыми компания может обеспечить себе преимущество на рынке;
  • создание благоприятного представления о компании у покупателей;
  • выпуск высококачественной и надежной продукции;
  • постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой;
  • добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг;
  • консультационная поддержка потребителей, гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции.

Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его технической, ассортиментной и сбытовой политики.

В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

Конкурентоспособность японских компаний

В Японии считают, что для обеспечения конкурентоспособности компании на мировом рынке необходима прежде всего конкурентоспособность ее продукции на внутреннем рынке. Это относится в первую очередь к таким видам продукции японских компаний, как фото- и видеокамеры, автомобили, мотоциклы, оборудование.

Внутренний рынок Японии характеризуется многими специфическими особенностями, что налагает существенный отпечаток на конкурентоспособность японских компаний. Среди них:

  • наличие более высокой, чем на мировом рынке, конкуренции, которая стимулирует постоянные нововведения и высокий уровень конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке;
  • предпочтение высококачественным изделиям. Акцент на качество продукции обусловлен в первую очередь конкуренцией на внутреннем рынке и уже во вторую очередь — на внешнем;
  • зарубежным компаниям приходится придавать своим товарам особые потребительские свойства, чтобы закрепиться на японском рынке. Дешевые низкокачественные товары японцы не покупают;
  • товары, продаваемые на японском рынке, должны строго учитывать специфические требования японского потребителя (надежность, удобство, размеры изделий, отвечающие национальным обычаям). Например, бесшумность и малые габариты — обязательные требования к стиральным машинам, холодильникам, электробритвам, автомашинам;
  • высокая доля компаний-производителей на внутреннем рынке не обеспечивает достаточной конкурентоспособности на мировом рынке из-за высоких транспортных издержек и отсутствия технологического превосходства своих товаров над зарубежными конкурентами. К таким товарам относятся пиво, цемент, продукция стекольной промышленности.

Продукция текстильной, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности, производство фанеры ориентированы практически полностью на потребности внутреннего рынка. На мировом рынке они неконкурентоспособны из-за высоких издержек производства, в которых преобладающие статьи — стоимость импортируемого сырья и малоквалифицированной рабочей силы. В этих отраслях низок технологический уровень производства, отсутствует передовая технология и дифференциация продукции крайне затруднена.

На мировом рынке японские фирмы обычно используют тактику постепенного, «терпеливого» расширения рыночной доли и создание технологического преимущества, рассчитанного на долгосрочную перспективу. При этом помимо достижения высокой эффективности производства, ориентированного на выпуск продукции высокого качества, японские фирмы строго придерживаются того принципа, что характеристики продукта (форма, цвет, материал, надежность в работе) должны строго отражать потребительскую полезность продукта в целом. Огромное значение японские фирмы придают дизайну как средству удовлетворения всесторонних, причем главным образом эстетических, потребностей покупателя.

Благодаря внедрению принципов комплексного управления и контроля за качеством японские компании одержали в современных условиях победу на многих мировых рынках технологически сложной продукции. Так, японские компании практически захватили рынки бытовой электроники благодаря высокой надежности изделий с нулевым числом дефектов на один миллион изделий. Это избавило их от необходимости создания сервисной сети.

Наиболее высокой конкурентоспособности на мировом рынке добились японские компании таких отраслей, как судостроение, приборостроение, автомобильная, мотоциклетная. Эти отрасли характеризуются передовой технологией и сборкой трудоемких изделий, требующих высококвалифицированной рабочей силы.

Конкурентные преимущества японских компаний следующие:

  • высокое качество выпускаемой продукции благодаря применению эффективной системы управления качеством и использованию рабочих высокой квалификации;
  • высокий уровень качества продукции у японских фирм, в значительной степени обусловленный привлечением к управлению качеством всего персонала фирм, в том числе и через кружки качества;
  • высокие инновационные способности японских фирм к радикальным изменениям технологии производства;
  • внедрение информационных технологий в промышленные системы и использование информации в сфере услуг;
  • внесение изменений в управление производственными процессами в сторону гибкости, внимание к качеству, кооперации;
  • осуществление крупных инвестиций в новые технологии и быстрое развертывание производства новой продукции;
  • транснационализация японских финансовых и промышленных корпораций и превращение их в крупные международные финансовые центры.