Выбор банка для обслуживания

Выбор банка

Выбор банка для обслуживания — непростая задача

Современная жизнь немыслима без банковской системы. Поэтому каждый из нас сталкивается с вопросом выбора банка для обслуживания, т.к. существует регулярная потребность в получении тех или иных банковских продуктов или услуг. На вопрос как выбрать банк для обслуживания однозначного ответа не существует, т.к. каждый руководствуется собственными предпочтениями и потребностями. В то же время существует ряд критериев, которые помогают осуществить выбор банка, о которых и пойдёт речь в данной статье.

Надёжность банка

По данным социологических опросов ключевым критерием при выборе банка является его надёжность. Открывая счёт в банке и размещая на нём средства, клиент в первую очередь заинтересован в сохранности своих сбережений, что является особенно актуальным в период финансово-экономической нестабильности в стране. Но определить надёжность банка не так-то просто.

Безусловно, у банков существует официальная отчётность, но только далеко не все имеют финансово-экономическое образование, чтобы самостоятельно провести подобный анализ; существуют различные официальные рейтинги и данные аудиторских заключений, но они далеко не всегда отражают реальное состояние дел. Об этом, например, свидетельствует статистика банкротств последних лет – ряд банков имело устойчивые рейтинги, положительные или условно-положительные аудиторские заключения. Но о реальном состоянии дел в банке знают далеко не все его сотрудники (о реальном количестве «скелетов в шкафу» знает только «элита»). Да и правило «слишком большой чтобы упасть» тоже не всегда работает.

В данном случае лучше обратить внимание на то, кому принадлежит банк, т.е. кто является его реальным собственником. Это важно для понимания того, способен ли банк в трудную минуту получить поддержку своего акционера. Однозначно, поддержку получит государственный банк, т.к. даже в условиях бюджетного дефицита государство обладает самым мощным инструментом – печатным станком (да — будет инфляция, но сейчас разговор не об этом). Поддержку получит банк, акционером которого является крупная международная банковская группа, т.к. в противном случае у материнской группы возникнут репутационные риски, что отразится на падении стоимости её акций на международных биржах, а потери существенно превысят сумму необходимой докапитализации своей «дочки». Именно поэтому в период кризиса банки с иностранными инвестициями первыми отразили убытки (притом весьма существенные), т.е. показали реальное состояние дел, сформировали необходимый уровень резервов и осуществили докапитализацию. В то же время большинство обанкротившихся банков со 100% отечественным капиталом на момент введения временной администрации имели по балансу или незначительную номинальную прибыль, или незначительные убытки, а по факту, после работы администрации, размер убытков существенно превысил сумму капитала банка.

Поэтому, на текущий момент при выборе банка в плане надёжности предпочтение лучше отдать банкам с иностранными инвестициями и государственным банкам. Безусловно, есть и некоторые отечественные финансово-банковские группы, которые даже в кризис неплохо стоят на ногах, но риски в любом случае здесь повыше.

Стоимость банковских продуктов и услуг

При выборе банка стоимость банковских продуктов и услуг также является ключевым критерием, а для некоторых клиентов – даже решающим. Так, при размещении вклада выбор банка зависит от уровня процентной ставки – чем он выше, тем лояльнее вкладчик. Отчасти, это обусловлено наличием системы гарантирования вкладов физических лиц, которая, кстати, имеет и обратную сторону медали – притупляет чувство бдительности и отодвигает при выборе банка показатель надёжности на второй план.

Для потенциальных клиентов большое значение имеет также и минимизация затрат в виде более низкой процентной ставки по кредитам, или комиссионных за открытие и обслуживание платёжной карты, за осуществление денежных переводов, снятие наличных, конверсионные операции и т.п.

Уровень и качество обслуживания

Лояльность клиентов зависит от уровня и качества обслуживания в банке. Отлаженные процессы, квалифицированный персонал, отсутствие очередей, бесперебойная работа банковских систем, разветвлённая сеть банкоматов – всё это прибавляет плюсов при выборе банка.

Ассортимент банковских продуктов

Большинство банков являются универсальными и оказывают полный спектр банковских услуг. В данном случае следует обратить внимание на наличие у банка программ лояльности, например, владелец платёжной карты получает бонус к процентной ставке по депозиту или скидку по кредиту.

В некоторых случаях вам могут понадобиться специфические продукты, которые оказывают далеко не все банки или отделения банков – например обмен «экзотических» валют, операции с банковскими металлами, инкассирование чеков и т.п.

Несомненным плюсом является наличие у банка систем дистанционного банковского обслуживания, т.к. в век современных технологий отсутствие у банка полноценной системы интернет-банкинга создаёт впечатление некоторой его «неполноценности».

Удобное территориальное расположения банка и его отделений

Для совершения ряда банковских операций требуется посещение отделения банка и если такие операции будут совершаться регулярно, то с целью экономии времени имеет смысл подобрать банк с удобным для вас расположением. Наличие у банка широкой сети отделений будет несомненным плюсом (но только не для банков типа: «Вы карту в каком отделении оформляли? – вот туда и идите»).

Отзывы клиентов о банке

Выбор банка также основывается и на отзывах о нём, особенно если рекомендации могут дать знакомые вам люди. Также большое количество информации можно почерпнуть на различных финансовых форумах в сети Интернет.

Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее:

  1. Выбор банка для обслуживания является вашим субъективным решением и при принятии такого решения можно использовать критерии, изложенные выше. Однако иногда альтернативы выбора нет, например, в маленьких населённых пунктах.
  2. Некоторые банковские операции лучше совершать через разные банки – принцип экономической целесообразности никто не отменял (анализируйте тарифы, извлекайте выгоду). Также никто не отменял принцип «не класть все яйца в одну корзину», особенно если сумма ваших сбережений превышает порог гарантирования вкладов.
  3. Не бойтесь экспериментировать: вы никогда не оцените преимущества и недостатки обслуживания в банке, пока не попробуете альтернативный вариант. У ряда банков есть своя «изюминка».
  4. Выбрав банк, будьте начеку и регулярно мониторьте информацию о состоянии дел в вашем банке – ибо времена нынче такие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 14 =